Участники внешнеэкономической деятельности периодически сталкиваются с ситуациями, когда разрешительные документы, оформленные по требованиям ТР ЕАЭС или гос. стандартов, оказываются в архивной части единого Реестра до того, как заканчивается срок их действия. Причиной обычно являются нарушения процедуры подтверждения соответствия, процессов регистрации деклараций или сертификатов и, кроме того, невыполнение предписаний, вынесенных ФСА о необходимости устранения несоответствий.
Причины переноса данных по сертификатам в архивную часть
Несмотря на то, что при регистрации разрешительной документации данные о ней вносятся в единый Реестр, информация по определенному сертификату или декларации может быть через некоторое время перемещена в архивную часть. Перенесение информации в архив Реестра свидетельствует о том, что сертификаты и декларации больше не могут быть использованы заявителями в процессе ведения деятельности – являются недействительными.
Причиной архивирования документа могут стать нарушения, допущенные в ходе проведения процедуры подтверждения соответствия.
Обратите внимание! Нарушения не обязательно должны быть допущены в ходе сертификации или декларирования. Перенесение в архив проводится, в том числе, в отношении всех документов, выданных органом по сертификации, в деятельности которого наблюдалось несоблюдение установленного порядка.
Нарушения могут касаться любого этапа оформления разрешительной документации, например:
- при оформлении договора уполномоченного лица;
- в процессе отбора проб для проведения испытаний;
- при оформлении заключения по результатам производственного контроля и т.д.
В соответствии с вступившим в силу Постановлением Правительства РФ № 300 от 21.03.2019 ФСА имеет право выдавать предписания об отмене результатов деятельности тех органов по сертификации (ОС), аккредитация которых была прекращена.
Если ОС своевременно не устранит выявленные нарушения, Федеральная служба по аккредитации самостоятельно переводит документы, оформленные ОС, в архивную часть Реестра.
Восстановление сертификатов и деклараций из архива Реестра
При условии соблюдения установленных требований и правил получения разрешительной документации заявитель может обратиться в ФСА для восстановления сертификатов или деклараций из архива. Для этого необходимо подготовить пакет документов, подтверждающий, что подтверждение соответствия проводилось с соблюдением установленных требований. К ней относят:
- Подписанную заявку на регистрацию сертификата или декларации.
- Паспорт продукции.
- Номер ГОСТа или техусловий (при производстве товаров на территории ЕАЭС).
- Руководство по эксплуатации изделия.
- Акт отбора образцов для проведения испытаний.
- Акт анализа производственных площадей (при сертификации серийно выпускаемых товаров).
- Письмо от лаборатории, имеющей аккредитацию, о намерении провести испытания.
- Протокол испытаний.
- Таможенную декларацию (при ввозе образцов товара, произведенного за пределами ЕАЭС, для проведения испытаний).
Отсутствие любого из указанных документов может стать причиной отказа в возобновлении действия разрешительного документа и его переноса из архивной в основную часть Реестра.
В связи с этим каждый участник ВЭД должен хранить полученные и использованные при подтверждении соответствия документы вплоть до окончания срока их действия.
Специалисты центра сертификации «MosEAC» готовы ответить на вопросы об особенностях и порядке подтверждения соответствия продукции, восстановления разрешительных документов из Реестра. Свяжитесь с нами – эксперты Центра помогут вам (при необходимости) составить обращение в ФСА и формировать необходимый пакет документов!