В процессе выпуска различных товаров предприниматели сталкиваются с необходимостью проведения испытаний. Они направлены на определение качества и безопасности товаров. Результаты исследований используются при постановке товара на производство, при определении соответствия различным требованиям, при оформлении сертификатов деклараций, прочих документов.
Органолептические показатели качества продукции – объекты испытаний, цели проверки
Органолептические показатели качества продукции могут устанавливаться у широкого перечня товаров. Но чаще всего с определениями таких показателей сталкиваются при производстве и обороте пищевой продукции. Это могут быть:
- конфеты, печенье, прочие кондитерские изделия;
- хлебобулочные изделия;
- мясо и мясопродукты;
- молоко и молочные продукты;
- соки и соковая продукция;
- консервы;
- полуфабрикаты;
- вода питьевая;
- алкогольные напитки;
- крупы;
- макаронные изделия;
- прочие товары.
К перечню характеристик, которые устанавливаются при использовании органолептического метода определения показателей качества продукции, относят:
- внешний вид исследуемого образца. Это характеристика, которая отражает зрительное впечатление в отношении видимых параметров. Они включают цвет, вид на разрезе, блеск, определенный рисунок изделия;
- текстура – геометрические и прочие характеристики;
- консистенция, определяющая реологические характеристики. Она непосредственно связана со степенью вязкости, которая также воспринимаются рецепторами;
- запах. Это характеристика, воспринимается органом обоняния;
- вкус. Характеристика отражает ощущения, которые возникают на основании воздействия веществ, входящих в состав образцов.
Особенности проведения исследований
Оценка качества по органолептическим показателям проводится на предприятиях, выпускающих товар, или в специализированных лабораториях. Руководство предприятия или лаборатории может самостоятельно устанавливать условия, при которых будет проводиться проверка. Но при этом учитываются требования стандартов, устанавливающих методику определения заданных свойств.
Условия испытаний должны быть такими, которые:
- не будут изменять или ухудшать характерные свойства готового продукта;
- не будут искажать восприятие показателей;
- не будут мешать членам комиссии определять характеристику продукта.
Обратите внимание! Сотрудники предприятия, лаборатории, которые принимают участие в проверке, не должны иметь ограничений по медицинским показаниям, которые мешают проводить оценку. Это хронические заболевание, аллергические реакции на определенные компоненты продуктов и т.д. Также каждый из членов сформированной комиссии должен быть обеспечен нейтрализующими продуктами, которые обладают способностью восстанавливать чувствительность органов вкуса и обоняния. К ним относят:
- хлеб белый;
- печенье пресное;
- кофе;
- питьевая вода без газа;
- прочая продукция.
Одним из методов, который используется при определении органолептических показателей, является прямая рейтинговая оценка. В большинстве случаев используется пятибалльная оценка. То, какая оценка будет выставляться по результатам исследований, определяется исходя из следующих норм:
- 5 баллов выставляется при отличном качестве. Оценка выставляется соответствии НТД;
- 4 балла при хорошем качестве. Их выставляют при наличии незначительных или легкоустранимых недостатков. Это слабовыраженный запах , вкус и т.д.;
- 3 балла при удовлетворительном качестве. Они выставляются при условии значительных недостатков. При этом продукция признается годной к реализации без переработки;
- 2 балла при неудовлетворительном качестве. Это присутствие постороннего вкуса и запаха, чрезмерно большое количество соли, нехарактерный рисунок на разрезе, несвойственная консистенция, отличная от стандарта форма и т.д.
При отборе проб руководствуются соответствующими ГОСТами, методиками проведения органолептических анализов отдельных видов продовольственного товара, прочими нормативными документам. Выбранная методика устанавливает:
- место отбора образцов;
- количество образцов, которое необходимо для проведения исследований. Кроме соответствия общим требованиям методики количество должно быть не менее, чем число сотрудников предприятия или лаборатории, принимающих участие в оценке;
- особенности отбора образцов, которые необходимо принимать во внимание для получения достоверных результатов исследований.
Необходимо принимать во внимание, что существует очередность исследования продуктов при условии, что испытания проводятся для разных типов товара. Это связано с возможностью восприятия вкуса и запаха после испытания образцов с ярко выраженными свойствами – большое количество уксусной кислоты в продукте, большое содержание соли им т.д.
В первую очередь оценивают продукцию с наименее выраженными характеристиками. После уже проходят проверку образцы с более интенсивными свойствами. При оценке соблюдается установленный порядок исследования. Каждый из образов, уже прошедший проверку, не возвращается к тем, которые еще не были исследованы.
Важно! При проверке изделий к процедуре предоставляются продукты или блюда при такой температуре, при которой их необходимо непосредственно употреблять в пищу. По возможности воду, используемую для полоскания рта между оценкой образцов, также предоставляют в аналогичной температуре.
Результаты процедуры оформляют в порядке, установленном предприятием или лабораторией. При этом опираются на правила и нормы, отраженные в стандартах, методических указаниях. Особенностью проведения проверки является то, что оцениваться могут все показатели продукта или отдельные, в зависимости от выданного задания и цели проверок.
При организации проверки органолептических показателей качества принимают во внимание следующие требования и рекомендации стандарта:
- перечень устанавливаемых характеристик может быть снижен или увеличен в зависимости от типа блюда или продуктового товара;
- при определении внешнего вида учитывают свойства продукции, характерные для того типа и вида, к которому он относится;
- консистенцию допускается определять только визуально, тактильно и визуально или только тактильно;
- при определении запаха плотных изделий иглу или нож вводят в толщу продукта. После этого предмет быстро извлекается и оценивается запах.
Каждая выставленная членом комиссии оценка должна быть обоснована. Руководство лаборатории должно следить за беспристрастностью сотрудников для обеспечения достоверности полученных результатов. В противном случае полученные сведения не смогут быть использованы, в том числе и для подтверждения безопасности продукта.
При условии применения результатов исследования с целью подтверждения безопасности готового изделия, оформления сертификата, декларации о соответствии, оформляют протокол испытаний.
У вас остались вопросы? Готовы раскрыть особенности проведения проверки и определения не только органолептических показателей. Свяжитесь с нашими экспертами – консультации оказываются бесплатно!
Документация для обращения
Заявителями предоставляется:
- свидетельство о регистрации, ИНН;
- сведения об изделии, которые будут проходить проверку на соответствие предъявляемым требованиям;
- образцы. При отборе образцов оформляют акт;
- информацию о цели проведения испытаний;
- данные о выпускающем предприятии;
- прочие сведения и документы.
Порядок определения органолептических показателей готовой продукции включает следующие этапы:
- Обращение в ЦС.
- Предоставление необходимых документов.
- Отбор образцов.
- Проведение исследований.
- Оформление результатов в протокол испытаний.
При желании клиента организация и проведение процедур оценки соответствия товара с оформлением деклараций, сертификатов, прочих разрешительных документов.
Обращение в центр предполагает:
- получение помощи в проведении различных исследований с любым видом товара;
- организация процедур подтверждения соответствия с оформлением обязательных и добровольных документов;
- гарантия соблюдения установленных сроков проведения процедур;
- проведение бесплатных консультаций;
- приемлемые цены на все услуги центра.
Направляйте заявки сотрудникам центра!