Экологичность производства – это важный маркер добросовестного управления компанией. Поэтому соблюдение установленных эко-требований позволяет грамотно выстроить и внедрить систему экологического менеджмента (сокращенно – СЭМ) и получить эффективный инструмент для повышения конкурентоспособности на рынке.
В РФ экологический менеджмент внедряется и применяется с учетом требований ГОСТ Р ИСО 14001-2016, который выступает полноценным аналогом стандарта международного уровня – ISO 14001. В отличие от последнего, российский стандарт ISO 14001 был специально адаптирован под отечественные условия ведения бизнеса.
По итогам внедрения СЭМ фирма оформляет сертификат ISO 14001, который подтвердит:
- соответствие внедренной СЭМ нормам стандарта;
- выполнение компанией законодательно установленных требований экологической безопасности на производстве;
- соблюдение фирмой норм по защите окружающей среды и оптимизации использования природных ресурсов и т.д.
Следует сразу отметить, что в России внедрение системы экологического менеджмента – это добровольная процедура, решение по её проведению принимается руководством компании.
Однако на практике экологический сертификат ISO 14001 часто требуется, если фирма планирует участвовать в тендерах (особенно в госзакупках по ФЗ-44), выходит на новые рынки сбыта, стремится получить инвестиции, заключить договора с новыми-бизнес партнерами и другое. Поэтому своевременно внедрить СЭМ и получить сертификат стремятся многие компании.
Какие компании могут получить сертификат ИСО 14001?
Внедрить СЭМ и получить сертификат системы экологического менеджмента ISO 14001 могут любые компании, независимо от вида деятельности. Например, часто проходят процедуру фирмы, которые производят:
- промышленное оборудование и механизмы;
- химические вещества и смеси, включая бытовую химию;
- мебель, предназначенную для дома и общественных заведений;
- продовольственную продукцию, включая с/х продукты с улучшенными характеристиками;
- товары, предназначенные для детей – игрушки, одежду, обувь, печатные издания и другое;
- косметическую и парфюмерную продукцию;
- продукцию нефтеперерабатывающего производства;
- бытовую технику и электронику;
- товары легкой промышленности (одежду для взрослых, постельное белье, ковры, шторы) и многие другие товары.
Также внедрение экоменджмента актуально для компаний, предоставляющих услуги в сфере:
- рыболовства (ОКПД 2: 03.12);
- ремонта и технического обслуживания автомобильного транспорта (ОКПД 2: 45.20.1);
- добычи полезных ископаемых (ОКПД 2: 09);
- по удалению/рекультивации отходов (ОКПД 2: 38.21.2);
- общественного питания (ОКПД 2: 56);
- связи (ОКПД 2: 61.90.10.160);
- научной, профессиональной и инженерно-тех. деятельности (ОКПД 2: 72);
- туризма (ОКПД 2: 79);
- здравоохранения (ОКПД 2: 86);
- развлечений и отдыха (ОКПД 2: 93.2) и другое.
Наиболее востребовано применение СЭМ для фирм, которые в ходе ведения деятельности наносят вред природе и потребляют большое количество природных ресурсов (это, к примеру, тяжелая металлургия, нефтегазовая сфера и другое).
Необходимость применения экоменджмента также установлена для компаний, участвующих в гос. программах по улучшению экологической ситуации в областях, где расположены крупные заводы, а также для компаний, создающих деловую репутацию сфере производства экологически чистой продукции (например, продуктов с улучшенными характеристиками).
Как внедрить экоменджмент в компании?
Процедура описана в гос. стандарте ИСО 14001-2016 и состоит из нескольких этапов.
На первоначальном этапе созданной комиссией в компании проводится анализ имеющихся рисков в сфере обеспечения экологической безопасности (к примеру, нецелесообразное использование ресурсов, отсутствие «экологической грамотности» сотрудников и т.д.).
После этого составляется документация по внедрению и использованию СЭМ – в частности, утверждается программа (план), назначаются внутренние аудиторы (соответствующие приказом руководителя), составляются графики проведения мониторинга по внедрению и других мероприятий.
Важными мероприятиями являются:
- определение ККТ (критических контрольных точек) и предельных параметров для каждой точки;
- мониторинг полученных результатов;
- анализ показателей;
- корректировка (исправление) обнаруженных ошибок;
- обучение сотрудников;
- внутренний аудит СЭМ.
СЭМ на предприятиях способствует эффективному использованию инновационных эко-технологий, снижает затраты на уплату штрафов за выбросы в окружающую среду, обеспечивает экономное использование ресурсов, способствует лояльности контролирующих и надзорных гос. органов и т.д.
После внедрения системы руководство компании вправе обратиться в центр по сертификации и оформить сертификат экологического менеджмента ISO 14001, предоставив подтверждающие документы функционирования СЭМ.
Как получить сертификат СЭМ?
Оформить сертификат ИСО 14001 можно только при содействии специалистов.
Для проведения процедуры от компании потребуется заявка и комплект необходимых документов. Специалистами рассматривается заявка и проверяются документы, после чего заключается договор с заявителем на проведение сертификации.
Важным этапом выступает проверка правильности внедрения и применения СЭМ, для чего может потребоваться выезд специалистов на объект производства (предоставления услуг).
На основании полученных результатов оценки принимается решение о регистрации сертификата ИСО 14001. В документе указываются сведения о:
- компании-заявителя (название, регистрационные данные, контакты);
- виде деятельности;
- нормативно-правовой базе для проведения оценки (ссылки на ГОСТ);
- основании для выдачи сертификата;
- сроке годности и другая информация.
Документ регистрируется сроком на 3 года. По истечению срока сертификат пролонгации не подлежит – его необходимо переоформить, для чего вы можете обратиться за помощью к специалистам центра.
Какие документы нужно предоставить заявителю?
Чтобы получить сертификат соответствия ISO 14001 – предоставьте комплект документов, состоящий из:
- реквизитов фирмы для составления договора;
- копий устава, ОГРН и ИНН;
- документов на производственные объекты и помещения (договора купли/продажи/аренды);
- сведений о продукции/услугах – указывается перечень товаров/услуг, а также пригашаются обязательные сертификаты, декларации и т.д.;
- тех. документации, на основании которой изготавливается продукция или предоставляются услуги (ГОСТы, тех. условия);
- документов о внедрении и применении экоменджмента (графики, программа/план, отчеты и другое);
- при наличии – ранее оформленные сертификаты ИСО и иных документов, которые могут потребоваться.
Специалисты помогут оформить сертификат ИСО 14001, а также, при необходимости, помогут во внедрении СЭМ на предприятии.
Консультации по всем вопросам проведения процедур вы можете получить, позвонив на горячую линию по указанному телефону. Или оставьте онлайн-заявку на сотрудничество на сайте. Обращайтесь – консультации в центре предоставляются бесплатно!
Наличие сертификата ИСО помогает:
- выйти на зарубежные рынки сбыта (включая страны, где наличие в компаниях экоменджмента является обязательным условием);
- повысить качество производимой продукции/услуг;
- победить в госзакупках и коммерческих конкретных процедурах (проводятся в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223);
- получить инвестиции для развития бизнеса;
- продемонстрировать бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам, создать деловую репутацию.