Большинство товаров, которые выпускаются на территории Евразийского экономического союза (либо ввозятся на продажу), подлежат обязательному подтверждению соответствия. Это означает, что предприниматель, который их производит или импортирует, должен в установленном порядке пройти процедуру декларирования или сертификации(в отдельных случаях – гос. регистрации) и оформить разрешительную документацию.
Но из этого правила имеются исключения – в отношении отдельных видов продукции не предусмотрена обязательная проверка перед осуществлением поставок на рынок. На эти изделия (материалы) субъект хозяйствования вправе оформить отказное письмо (ОП).
Для чего получают ОП ТР ТС?
Отказное письмо ТР ТС является официальным документом. Наличие ОП свидетельствует о том, что перечисленные в нем товары не требуют проведения обязательной оценки. ОП относится к разъяснительной документации, оформляется исключительно на добровольной основе – по желанию производителя или импортера.
Указанную документацию получают:
- для таможни – позволяет беспрепятственно пройти процедуру таможенного оформления и ввезти продукцию через государственную границу (выдается ВНИИС) и, соответственно, избежать простоя и порчи груза (это относится к скоропортящимся продуктам);
- торговли – дает возможность осуществлять поставки товаров контрагентам и принимать участие в тендерах.
Важно! ОП является аналогом отрицательного решения по заявке в проведении сертификационных мероприятий (эти документы взаимозаменяемы), носит разъяснительно-информационный характер, в связи с чем, его также называют информационным письмом.
На какие товары получают отказное письмо ТР ТС?
Этот документ возможно получить выдают только на ту продукцию, которая не попадает под действие ТР ТС (регламентов, действующих в Таможенном союзе). Речь идет:
- о декоре интерьера;
- зонтах;
- древесине;
- металлопрокате;
- ювелирных изделиях и бижутерии;
- сувенирах;
- канцтоварах;
- книгах и журналах (за исключением детских) и ином.
Обратите внимание! Нередки ситуации, когда товары не попадают под действие ТР ЕАЭС, но включены в перечни, закрепленные ПП РФ № 2425 от 23.12.2021. Из этого следует, что продукция требует обязательного подтверждения соответствия в национальной системе (осуществляется в форме сертификации либо декларирования). На такие изделия (материалы) отказные письма не выдаются, для их реализации предстоит оформить декларацию или сертификат.
На изделия (материалы), которые не подлежат оценке по единым гигиеническим и санитарным требованиям, предприниматель может получить ОП Роспотребнадзора. Если товары не используются в медицинских целях, то такой документ выдает Росздравнадзор.
Важно! Зачастую даже опытному предпринимателю весьма сложно разобраться в том, подлежит ли определенное изделие обязательной оценке, или нет. Чтобы решить эту задачу,необходимо правильно подобрать код ТН ВЭД.
Из чего состоит ОП ТР ТС?
Отказное письмо технического регламентаоформляется в произвольной форме на листе формата А4. Как правило, на официальном фирменном бланке сертификационного органа, имеющего необходимый уровень аккредитации. ОП включает информацию о:
- дате составления и исходящем номере;
- заявителе – указывают название компании и ее адресные данные;
- сертификационном органе;
- товаре (или товарах) – уточняют наименование, артикул, код ТН ВЭД;
- отсутствии необходимости проведения обязательной оценки;
- нормативных актах, на основании которых вынесено решение об отказе в подтверждении соответствия.
Подписывается руководителем аккредитованного сертификационного органа, после чего заверяется печатью.
Законом не запрещено указывать в отказных письмах сразу несколько видов продукции.
Процедура оформления отказного письма ТР ТС
Процедура получения ОП достаточно простая (в отличие от обязательной оценки), поскольку не предполагает проведение испытаний образцов изделий в лабораторных условиях. Чтобы оформить указанный документ, субъекту хозяйствования потребуется выполнить следующие действия:
- Направить заявку в центр сертификации и стандартизации«MosEAC».
- Предоставить требуемый комплект документации и сведений о товаре – для экономии времени возможно прислать сканкопии на электронный адрес компании.
- Забрать документ в офисе в Москве.
Решение о выдаче отказных писем принимается на основании анализа актуальных ТР ЕАЭС.
Если продукция попадает под действие тех. регламентов Евразийского экономического союза, то после ее идентификации проводится обязательная сертификация или декларирование. По результатам таких процедур предприниматель получает разрешительные документы, которые дают право легитимно осуществлять поставки на рынок.
Оформление ОП занимает от 1 до 3 рабочих дней.
Сроки действия этой документации законодательством РФ не регламентированы, поэтому она действует бессрочно. При этом ОП может стать неактуальным в том случае, если в установленном порядке будут внесены корректировки в законодательную базу.
Что нужно для получения отказного письма?
Для получения ОП ТР ТС субъекту хозяйствования предстоит подготовить:
- заверенные копии свидетельств – о государственной регистрации на территории РФ и о постановке на учет в налоговую инспекцию;
- сведения о заявителе – уточняют название организации, ее адресные и контактные данные;
- детальную информацию о товаре – указывают название, перечень свойств и характеристик, состав, код ТН ВЭД и иные сведения;
- нормативно-техническую документацию – ТУ, ГОСТ, паспорт и иное.
В зависимости от разновидности изделий (материалов) могут потребоваться и дополнительные данные.
Что можно дополнительно получить на товары?
Если в отношении изделий не предполагается обязательное декларирование или сертификация по ТР ТС, то, помимо ОП, субъект хозяйствования может оформить в добровольном порядке следующее:
- Добровольный сертификат – выдается в одной из СДС, зарегистрированныхРосстандартом. Является документальным подтверждением высокого качества продукта, действует не более 3 лет. Повышает шансы на победу при участии в государственных закупках, позволяет привлечь инвестиции в бизнес, повысить конкурентоспособность и объемы реализации продукции.
- Экспертное заключение – оформляется в территориальном управлении Роспотьребнадзора, свидетельствует о гигиенической и санитарной безопасности изделий (продолжительность действия не ограничивается временными рамками).
- Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015 – подтверждает, что в организации внедрили и успешно используют на практике систему менеджмента качества. Помимо оценки соответствия по стандарту ИСО 9001, предприниматель может пройти проверку и по другим стандартам ГОСТ Р ИСО – 14001, 45001 и другим. Оптимальным вариантом является сертификация ИСМ (интегрированной системы менеджмента). Возможна в том случае, если на предприятии внедрено несколько стандартов группы ИСО.
Существует мнение, что если оформлено ОП, то добровольный сертификат получать не нужно. Но такая позиция не обоснована, поскольку эти документы отличаются по своему назначению:
- ОП – подтверждает отсутствие необходимости оформления на изделия разрешительной документации;
- добровольный сертификат – предоставляет держателю ряд конкурентных преимуществ и позволяет эффективно продвигать продукт на рынке.
Для получения отказного письма ТР ТС обратитесь к специалистам центра «MosEAC». Оказываем содействие в получении полного комплекта документации для легитимного бизнеса! Консультации по вопросам оказания сертификационных услуг бесплатные!
Стоимость за оформление данного документа рассчитывают с учетом ряда факторов, а именно:
- типа и перечня товаров, которые не подлежат обязательной оценке – в одно отказное письмо допускается включать несколько товарных позиций;
- целей получения – ОП для таможни от ВНИИС будет стоить дороже, чем ОП для торговли, выданное аккредитованным сертификационным органом.