В 2021 году обязательную маркировку должна иметь табачная продукция, изделия из меха, шины, духи и туалетная вода, товары легкой промышленности (блузы, пальто, куртки, ветровки, белье). Эти же требования распространяются на лекарства, фотокамеры, вспышки, отдельные виды молочной продукции. Маркировочная отметка содержит уникальные двумерные штрих-коды (ШК), которые кодируют первичную информацию о продукции: производителя, страну изготовления, импортера, особенности эксплуатации, срок годности. Такой инструмент идентификации дает возможность прослеживать все перемещения товара, что в свою очередь обеспечивает контроль над обращением контрафакта – изделиями на которых незаконно проставлен товарный знак. Четкие правила нанесения условных обозначений на объект содержатся в постановлении Правительства РФ № 515.
В целях соблюдения требований к маркировке каждую единицу, необходимо описать – присвоить ей штрих-код GTIN (глобальный номер товарной позиции). Он дополняет состав двухмерного, матричного, графического ШК DataMatrix, который также содержит индивидуальный серийный номер товара, код таможенного идентификатора, ключ проверки, символы электронной подписи.
Уже с начала февраля 2021 года новый порядок регистрации декларации о соответствии допускает указание кодов GTIN и GLN при их наличии. С лета переходный период планируется отменить, и требование станет обязательным в отношении всех декларантов, занимающихся обращением продукции, произведенной за пределами стран-участниц ЕАЭС.
Для каких целей необходим штрих-код GTIN?
Глобальный номер товарной позиции имеет длину 8, 12, 13 или 14 цифр, включает в себя международный регистрационный номер предприятия, код товара и контрольную цифру.
Его главная отличительная особенность – уникальная идентификация. Любой предмет торговли, выделяющийся среди других наименованием, конструкцией, формой, цветом и другими характеристиками, должен иметь неповторимый код.
Цифры глобальной нумерации утверждены на международном уровне и наносятся на позицию с целью дальнейшего определения конкретной единицы изделия во всем мире.
Соблюдая порядок маркировки в 2021 году, предпринимателю необходимо:
- зарегистрироваться в системе «Честный знак»;
- настроить обмен с поставщиками, выбрав оператора электронного документооборота;
- описать продукцию и получить ГТИН.
Основная функция глобальной нумерации – обеспечение однозначной идентификации предмета с целью быстрого нахождения его в базе данных.
Это требуется, чтобы определить его стоимость, оформить продажу, подтвердить заказ или поставку. Такие действия возможно осуществлять в любой точке мира.
Символьная маркировка товарной позиции дает возможность автоматизировать:
- розничный сбыт через кассу;
- приемку товара;
- процессы инвентаризации;
- повторные поставки;
- оценку продаж и широкий перечень иных коммерческих операций.
Также международный код используется для размещения рекламы о продаваемом изделии в интернете. С его помощью поисковая система распознает рекламируемый объект и может предложить пользователю альтернативные варианты по более выгодной цене.
Особенности штрих-кода GTIN
К характеристикам данного кода можно отнести следующие отличительные черты:
- Обеспечивает бесперебойную работу глобальных цепей поставок, последовательный обмен информацией о продукте.
- Не относится к значимым цифровым обозначениям. В нем нет никакой информации об изделии. Он просто указывает на конкретный продукт.
- Для формирования GTIN, необходимо получить префикс организации GS1 – GLN, представляющий собой уникальный номер регистрации компании-производителя.
- Международную базу товаров по ГТИН ведет организация GS1. Функции администрирования от российской стороны возложены на ассоциацию ГС1 РУС.
- Глобальный номер товарной позиции уникален для каждой модели. Если в декларации указывается 50 моделей, то в ней должны быть проставлены все номера.
Ключевые преимущества
Обозначают следующие положительные моменты использование ГТИН для рыночных бизнес-процессов:
- упрощение продвижения предметов торговли по глобальной цепи поставок;
- повышение точности автоматизированного считывания с предметов торговли;
- возможность передачи данных о продукции в стандартизированном формате;
- точная идентификация товарной позиции на всех уровнях упаковки.
Это международный инструмент логистического учета в глобальной цепи поставок. Он используется для целей однозначной идентификации продукции, и ее поиска в информационных системах, базах данных. Номер формируется по определенным принципам, подается в штриховом коде по стандартным правилам. Он может содержать в себе закодированные универсальные данные и другую информацию о продукте.
Индивидуальный код присваивается любому товару, заходящему в товарную сеть или магазин интернет-торговли, за исключением эксклюзивных изделий, подделок ручной работы, предметов искусства, антиквариата, вещей, бывших в использовании.
С момента присвоения, глобальный ШК сохраняется неизменным до тех пор, пока не изменяются характеристики единицы продукции. Существенное изменение любого из основных параметров/свойств товарной позиции, требует присвоения нового уникального идентификационного кода.
Ранее для маркировки и учета логистических единиц применялся европейский стандарт EAN. Однако в целях продолжения развития этого стандарта, а также стандартов США и Канады, ассоциации EAN, UCC, ECCC, объединили свои усилия и создали глобальную международную организацию GS1.
По сути, особой разницы между EAN и GTIN нет. Европейский номер статьи (EAN) – это тип GTIN для европейских торговых сетей. Различают множество типов – EAN-13, UCC-14 и иные. Но все они применимы для присвоения единице продукта ГТИН.
Штрих-кодовой EAN является графическим изображением уникальной нумерации GTIN, которое подходит для автоматического распознавания.
Чтобы получить такие данные, необходимо быть участником ГС1 РУС, предоставить этой организации все необходимые документы и описания продукции, оплатить годовой взнос. На каждую товарную позицию потребуется составить отдельную заявку, оформленную в соответствии с правилами GS1.
После рассмотрения заявки на присвоение глобальных ШК и внесения информации о продукции в депозитарий штриховых кодов, заявителю отправляется на электронный адрес документ о получении штрих-кодов GTIN.
Вступление в ассоциацию является обязательной процедурой для производителей и импортеров маркируемых товаров. Без этого предприниматель не сможет использовать стандарты GS1, а значит, не будет иметь возможности описать товарную позицию и работать с каталогом товаров.
Сама по себе структура нумерации кода не содержит, какой-либо значимой информации. Несмотря на это, номер является указателем на информацию в базе данных, которую может получать и использовать каждая компания в любой стране.
Его надежность обеспечивается комбинацией прослеживаемости в информационных системах, фиксированной длиной (8, 12, 13 или14 символов), числовым форматом, который включает стандартное контрольное число.
GTIN-14 состоит из одной цифры-индикатора для указания уровня упаковки, двенадцати цифр, отражающих префикс организации и ссылочный код предмета торговли, одной цифры, представляющей контрольное число. Последнее число вычисляется по специальному алгоритму на основании предшествующих цифр номера и выступает гарантом целостности данных.
Правительство РФ продолжает внедрять единую национальную систему маркировки продукции с целью унификации торговых бизнес-процессов. По состоянию на сегодняшний день, обязательная маркировка уже действует для ряда товарных позиций. Она представляет собой нанесение средств идентификации продукции на упаковку, непосредственно на само изделие или ярлык/бирку.
В целях маркирования использует 2D ШК DataMatrix, который содержит код продукции GTIN, индивидуальный серийный номер изделия, ключ и код проверки. Из этого следует, что в отношении маркируемых изделий глобальную нумерацию товарных позиций требуется проводить в обязательном порядке.
Для получения этих данных необходимо, прежде всего, стать участником ГС1 РУС. Алгоритм для вступления следующий:
- формирование и подача заявления в соответствующую организацию;
- заявка в электронном формате проверяется экспертом ассоциации на корректность заполнения (в ней обязательно должны присутствовать наименование предприятия, подпись должного лица);
- уплата денежного взноса, предоставление комплекта документов (может изменяться в зависимости от формы собственности предприятия);
- регистрация компании-заявителя, получения глобального префикса предприятия, присвоение глобального номера расположения; передача заявки на каждое отдельное изделие; внесение информации об артикуле в базу данных ассоциации;
- выдача кодов заявителю.
Также нужно учитывать, что штрих-коды, сгенерированные через онлайн генераторы ГТИН, не подходят для официальной продажи продукции.
Получить и зарегистрировать номера ГТИН и ШК в системе “Честный знак” можно собственными силами, либо при содействии практикующих специалистов организации по сертификации. Второй вариант имеет ряд преимуществ, особенно если потребность в новых ШК возникает регулярно.
Обращение сертификационную организацию делает процесс получения проще и сокращает срок оформления. Специалисты оказывают помощь в подготовке необходимой документации, верном заполнении заявки. Ориентировочный срок реализации процедуры штрих-кодирования товаров будет известен после оценки документов заявителя на первичной консультации, которая предоставляется бесплатно.