Чтобы выпустить многие товары в общение в России или других странах Евразийского пространства (ЕАЭС), предварительно следует документально подтвердить их безопасность. Правила процедуры устанавливаются действующими законодательными актами, она организуется в формате сертификации, декларирования или государственной регистрации. Если конкретный вид продукции не подлежит проверке соответствия, предприниматель в добровольном порядке оформляет отказное письмо (ОП).
Что значит термин «отказное письмо» и зачем его получать?
Отказное письмо по сертификации – это заключение, предоставленное сертифицирующим органом с госаккредитацией в конкретной сфере о том, что для заявленной продукции не предусмотрены обязательные оценочные процедуры. Это подтверждение, что изделия можно выпускать в торговый оборот без предварительного оформления сертификата, декларации или СГР, без проведения испытаний и проверок по установленным показателям.
ОП удостоверяет, что товар не упоминается:
- в технических регламентах ЕАЭС (ТР ТС);
- Постановлении Правительства №2425;
- Решении КТС №299.
В обозначенных нормативно-правовых актах обозначено, на какие товарные наименования распространяется их действие, какие изделия проходят оценку соответствия и в какой форме.
Справка. РКТС №299 и ТР ТС действуют по всей территории ЕАЭС, ПП№2425 – только в России.
Оформить ОП может производитель, его представитель или организатор реализации продукции. Письма предоставляются как юридическим лицам, так и ИП, и самозанятым.
Как правило, срок действия ОП не ограничивается. Документ действителен до внесения изменений в законодательные акты России и ЕАЭС. Его актуальность держателю следует проверять ежегодно, чтобы отследить указанные изменения.
Альтернативой ОП является отрицательное решение по заявке (ОР). Его выдает заявителю сертифицирующая организация с соответствующей аккредитацией. Это отказ, в документе прописывается, почему сертификация определенного продукта на соответствие конкретному тех.регламенту или ГОСТ невозможна.
Согласно Приказу МЭР № 704, информация о выданных ОР заносится в электронную систему ФГИС ФСА. Эти сведения не размещаются в открытом доступе, поэтому третьи лица не могут провести проверку их достоверности. Также ОР, в отличие от ОП, действует только для одного товарного наименования.
Получение ОП или ОР – добровольный выбор предпринимателя. Эти документы предъявляются таможне, контрагентам, контролирующим организациям, чтобы избежать спорных ситуаций и разбирательств, отказа от сотрудничества, неправомерного наложения штрафов и т.д.
Какие сведения содержатся в отказном письме?
Действующее законодательство не вводит унифицированного бланка ОП. Как правило, форма и содержание письма определяются по согласованию с заявителем. В нем должны присутствовать такие сведения, как:
- реквизиты органа, выдавшего ОП;
- держателя ОП;
- идентификация товаров, на которые документ распространяется;
- срок действия (если устанавливается).
ОП выдается заявителю на бумаге, заверяется подписями уполномоченных сотрудников сертифицирующего органа. В тексте документа обязательно должна присутствовать фраза, что указанная продукция отсутствует в законодательных сертификационных перечнях.
Одно ОП может быть выдано сразу на множество товарных наименований, которые производит / выпускает на рынок одно предприятие.
На что можно оформить ОП?
Нормами закона не устанавливается список продукции, не подлежащей сертификации. Фактически, ОП оформляется на любые товарные категории, для которых не требуется обязательная оценка безопасности, например, на следующие позиции:
- фурнитуру для мебели (ручки, крючки и прочее);
- сувенирные изделия (картинки, статуэтки, свечи и т.д.);
- крепежные изделия (метизы);
- определенные виды стройматериалов (паркет, металлоконструкции, межкомнатные двери);
- бижутерию и украшения для волос для взрослых;
- изделия для животных (игрушки, лежанки, кошачий наполнитель, предметы гардероба);
- хозяйственно-бытовую продукцию (зонты, вешалки-плечики из древесины, деревянную посуду и т.д.);
- фурнитуру для шитья (нитки, пуговицы и т.д.);
- горшечные растения и букеты цветов;
- аксессуары для нанесения макияжа (кисти, спонжи и т.д.).
Чтобы определить, можно ли получить на конкретный товар ОП или нужно проводить сертификационные мероприятия, нужно провести идентификацию с определением кода ТН ВЭД или ОКПД2, а затем проверить, распространяется ли на данный код действие техрегламентов, ПП №2425 или РКТС №299.
Справка. Коды определяются с учетом назначения, сферы применения продукции.
Алгоритм оформления отказного письма
Чтобы получить ОП, предпринимателю нужно действовать в следующем порядке:
- Направить заявку в центр сертификации “MOSEAC” с информацией о продукции, поставляемой на рынок, ее кодах ТН ВЭД или ОКПД2, сфере применения и т.д. При необходимости эксперты помогут в подбору кодов.
- Дождаться, пока сотрудник идентифицирует товар и проведет анализ действующей законодательной базы.
- Получить готовое ОП. Эксперты сами организуют обращение с запросом в сертифицирующий орган, обладающий аккредитацией в конкретной сфере.
Получение ОП не предполагает отбор образцов продукции заявителя, проведение исследований. Работа ограничивается изучением документации.
ОР оформляется в аналогичном порядке. Чтобы его получить, предпринимателю нужно обратиться в центр, эксперты идентифицируют продукт и помогут провести иные необходимые процедуры.
Срок выдачи ОП – от 1 рабочего дня, минимальная цена – 3 000 рублей. Точная стоимость зависит от числа товарных позиций, включаемых в документ, и от срочности вопроса.
Добровольная документация на продукцию
ОП – это информационная справка об отсутствии законодательных требований о сертификации, которая не подтверждает никаких характеристик продукции. Чтобы укрепить свою конкурентоспособность на рынке, предприниматели в дополнение к ОП оформляют следующие виды добровольной документации:
- Добровольный сертификат качества – подтверждает соответствие товара по показателям, которые выбрал сам заявитель.
- Сертификат ИСО 9001 – удостоверяет, что в компании построена и поддерживается эффективная система менеджмента, которая обеспечивает качество выпускаемого ассортимента.
Для организации оптовых и розничных продаж предприниматели разрабатывают товарный знак (ТЗ). Это слоганы, изображения, наименования, позволяющие покупателям идентифицировать изделия бренда. ТЗ можно зарегистрировать в целях защиты прав собственности владельца.
Для выпуска изделий в торговый оборот необходимо разработать этикетку согласно требованиям, установленным законодательством России и Таможенного союза. Чтобы начать реализацию через торговые сети, необходимо провести штрихкодирование продукции.
Есть вопросы? Обратитесь в центр “MOSEAC” для получения консультаций и заказа помощи в оформлении отказного письма.