Требования к обеспечению безопасности транспортных объектов предусмотрены Законом № 16-ФЗ. Чтобы обеспечить режим защищенности для указанных объектов и различных видов транспорта могут применяться специальные средства и оборудование. Их нужно сертифицировать, т.е. подтверждать надлежащую работоспособность, функциональные характеристики. Сертификационная процедура для технических средств и систем проводится по Постановлению Правительства РФ № 969.
Товары, которые попадают под Постановление
Требование о сертификации должны соблюсти изготовители, поставщики или продавцы, которые занимаются оборотом оборудования и систем для объектов транспортной безопасности. Перечень такой продукции указан в Постановлении № 969. Сертификация предусмотрена для оборудования следующих категорий:
- сигнализация, т.е. устройства и системы обнаружения, оповещения, передачи сигнала тревоги, аварийного блокирования зон и объектов;
- средства контроля доступа, т.е. автоматические, механические или иные устройства, препятствующие свободному доступу в определенные зоны, либо обеспечивающие пропуск по идентификационным признакам;
- оборудование для досмотра, т.е. для предотвращения проноса, провоза или иного варианта доставления запрещенных предметов в режимные зоны;
- средства видеонаблюдения, т.е. обеспечения визуального контроля за территорией или помещением;
- оборудование и системы интеллектуального видеонаблюдения, когда визуальный контроль обеспечивается алгоритмами программного обеспечения, позволяет распознавать объекты и лица;
- оборудование и программные комплексы для аудио- и видеозаписи событий, происходящих на определенных территориях или помещениях;
- техсредства для обеспечения связи, передачи и приема данных;
- оборудование для оповещения в чрезвычайных ситуациях, при незаконном проникновении на режимные территории, в иных аналогичных случаях;
- системы сбора и обработки данных, в том числе в режиме онлайн и дистанционно, с выдачей отчетов, уведомлений.
В зависимости от функционала и цели назначения указанного оборудования, систем и программных комплексов, оценкой соответствия будет заниматься ФСБ, МВД, МЧС, Россвязь или Минтранс. Основанием для принятия решения о выдаче разрешительного бланка будут являться результаты испытаний, измерения и тестов в специализированных центрах и лабораториях, имеющих госаккредитацию. Это требование обязательно для всех видов продукции, подпадающей под указанный выше нормативный акт.
Список документов
Постановлением № 969 утверждены не только функциональные характеристики по каждому виду продукции, но и правила сертификации. В пункте 11 указанных правил содержится перечень обязательной документации, которой должен располагать организация или предприниматель:
- заявка, с указанием регистрационных данных заявителя, сведений об изготовителе, ряды иной информации;
- технические условия, если оценка соответствия проводится в отношении серийной продукции;
- паспорт (формуляр) на каждый вид изделий (этот документ содержит основные характеристики системы или устройства, сферу его применения);
- эксплуатационная документация (руководства по монтажу и применению, описание, регламент техобслуживания);
- разрешительные документы по техрегламентам ТС, в том числе о соответствии показателей электромагнитной совместимости (в зависимости от вида изделия это будут сертификаты или декларации ТР ТС).
Кроме обязательного комплекта документов Правила указывают, что заявитель может представить ряд бланков и форм по собственной инициативе. В этом списке указаны:
- протоколы и акты испытаний при приемке готовой продукции;
- материалы по итогам собственных эксплуатационных испытаний;
- сертификат, подтверждающий внедрение и использование на предприятии СМК (системы менеджмента качества);
- документы на программные приложения, необходимые для работы изделий и программного обеспечения.
Если проверка проводится в отношении импортных изделий, нужно перевести всю техническую и эксплуатационную документацию на русский язык.
В центр "MosEAC" вам окажут помощь в подготовке документации на технические средства и системы, в правильном заполнении заявки. Обращайтесь, наши специалисты имеют опыт в сопровождении сертификационных процедур любой продукции.
Оформление обязательной сертификации средств транспортной безопасности
Чтобы оформить разрешительный бланк по Постановлению № 969, заявитель должен пройти ряд обязательных процедур. Они начнутся, если заявка и представленная документация соответствует нормативным правилам. Срок рассмотрения заявки не может превышать 7 дней, после чего заявитель получит уведомление о принятом решении, сможет приступить к иным проверкам.
Правила обязательной сертификации технических средств
В Постановлении № 969 детально расписаны все этапы сертификационной процедуры. После предварительного рассмотрения заявки будут проведены следующие мероприятия:
- предварительная проверка производственных условий (предусмотрена только схемой оценки соответствия № 3, а при наличии сертификата на СМК вообще не проводится);
- составление акта по итогам проверки производства;
- проведение сертификационных испытаний и тестов в лабораторных условиях (для этого заявитель должен передать образцы продукции);
- оформление протокол испытаний с отражением фактических характеристик и нормативных значений, указанных в Постановлении № 969;
- направление протокола и иных материалов в орган по сертификации;
- подготовка экспертного заключения по результатам рассмотрения протоколов, актов и документации заявителя;
- выдача сертификата на основании положительного заключения экспертов.
Для каждой из указанных процедур предусмотрены максимально допустимые сроки. Например, проверка производственных условий должна проводиться не дольше 20 дней, а экспертное заключение обязаны выдать за 10 дней. Общая продолжительность процедур не может превышать 90 дней с момента регистрации заявки.
Требования к функциональным характеристикам техники и программных средств указаны в соответствующих разделах Правил. По ним будут проверять фактические параметры устройств, их работоспособность и возможность использования на режимных объектах транспортной инфраструктуры. Результаты испытаний отражаются в протоколах, передаются экспертам уполномоченных органов.
Для подтверждения, что предприятие использует СМК, нужно заранее пройти оценку соответствия по стандартам ГОСТ или ИСО. Для этого проверяется внутренняя документация, надлежащий контроль качества на всех стадиях выпуска продукции. Подтверждающим бланком на СМК будет сертификат соответствия ИСО (ГОСТ).
Подробную информацию о порядке прохождения сертификационной процедуры, требованиях к параметрам устройств и документам, вы можете получить у наших специалистов. Обращайтесь, мы ответим на все возникшие вопросы.
Описание схем сертификации
От схемы сертификации зависит перечень проверок, которые нужно пройти заявителю, срок действия разрешительного документа. Согласно Постановлению № 969 предприниматели могут выбрать один из четырех вариантов проверки:
- по схеме № 1 проводится оценка соответствия единичных экземпляров, при этом срок действия сертификата не устанавливается;
- схема № 2 используется, если для сертификационных испытаний представлены товары их отдельной партии (сертификат выдается только на эти изделия, т.е. до момента реализации);
- по схеме № 3 проводится оценка соответствия серийной продукции с подтверждение условий производства, поэтому сертификат выдается на максимально возможный срок 3 года;
- схемы № 4 используется, если проверяются характеристики оборудования, уже установленного на объекте.
Указать на выбор одной из перечисленных схем нужно в заявке. Максимально строгие требования предъявляются к процедурам по схеме № 3. В период действия разрешительного бланка будет проводиться регулярный инспекционный контроль. Эта проверка должна подтвердить, что техсредства и системы отвечают сертификационным требованиям. По итогам инспекционного контроля может выноситься решение о приостановлении и прекращении срока действия сертификата.
Разрешительные документы необходимо предъявлять при таможенном оформлении, поставках для государственных нужд, при реализации оборудования оптом и в розницу. За отсутствие сертификата и протокола испытаний грози штраф, конфискация товара.
Если вам нужна помощь в прохождении сертификационной процедуры, обращайтесь в наш центр. Мы поможем правильно выбрать схему оценки соответствия, окажем сопровождение при прохождении обязательных проверок. Звоните, консультации для наших клиентов бесплатные.
Постановление Правительства РФ №969, которое определяет нормы и требования к приборам и техническим средствам обеспечения транспортной безопасности (далее – ТС ОТБ), а также правила относительно их обязательной сертификации, принято на законодательном уровне в рамках определяющего нормативно-правового акта - ФЗ №16.
Соблюдение установленных требований ПП 969 предписано для всех компаний или индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с ТС ОТБ на различных объектах инфраструктуры. В частности, положения указанного документа применимы:
- к разработчикам/производителям специального оборудования и систем, что обеспечивают транспортную безопасность;
- для организаций, которые отвечают за ОТБ на различных объектах: метро, вокзалы, аэропорты, речные или морские порты, тоннели, иное согласно ст.1 п.5 ФЗ-16.
Правовое регулирование вопроса контроля транспортной безопасности помогает выпускать в обращение качественный и безопасный товар, вытеснять недобросовестных производителей.
Указанный нормативный акт устанавливает критерии к характеристикам и обязывает проводить сертификацию соответствия в отношении технических средств и систем, которые предназначены для:
- досмотра;
- видеонаблюдения;
- приема и передачи сведений;
- сигнализации и оповещения;
- видео- и звукозаписи;
- контроля доступа;
- связи;
- сбора и обработки данных.
К вышеперечисленной технике, что используется для создания безопасной транспортной инфраструктуры, относятся тепловизоры, металлоискатели, детекторы, камеры, видеорегистраторы, прочее. Каждое оборудование контролируется определенным ведомством.
В Постановлении 969 кроме критериев к техсредствам, обеспечивающим ТБ, приведены правила и порядок их сертификации.
Обязательную оценочную процедуру осуществляют уполномоченные ведомства (федеральные сертификационные органы) в рамках возложенных полномочий для выполнения определенных работ. Так, проверку проводят:
- МВД.
- ФСБ.
- Федеральное агентство связи.
- МЧС.
- Минтранспорт РФ.
Первому ведомству, что расшифровывается как министерство внутренних дел России, подконтрольны техсредства и системы видео- и аудиозаписи, сигнализации, иное. Второму – техника досмотровая и устройства видеонаблюдения с высокоразвитым интеллектом. Оборудование, принимающее и передающее сведения, находится в компетенции Россвязи, а приборы, которые выполняют функцию оповещения людей, - МЧС.
Последний указанный орган – Министерство транспорта - контролирует аппаратно-программные средства, предназначенные для сбора, обработки, регистрации и представления госорганам данных от ТС ОТБ.
Игнорирование действующего законодательства в части проведения процедуры сертификации ТС, обеспечивающих транспортную безопасность, и относительно исполнения требований, описанных в Постановлении №969, преследуется по закону.
Ответственность по КоАП РФ (ст. 11.15.1) предусматривает штрафные санкции, изъятие оборудования и приостановление деятельности до 90 суток.
Если лицо, ответственное за ОТБ, не исполняло установленные требования и из-за этого был нанесен тяжкий вред здоровью человеку или причинен крупный ущерб, то здесь вменяется уголовная ответственность согласна УК РФ (ст.263.1).
Производитель тех. средств, которые обеспечивают транспортную безопасность, для прохождения сертификации направляет в орган заявление и прикладывает пакет документации (паспорт на изделие, тех. описание, инструкции по монтажу, эксплуатации, обслуживанию, обязательные сертификаты/декларации по техрегламентам ЕАЭС), куда в том числе входят ТУ - технические условия.
ТУ регламентируют процесс изготовления, хранения, транспортировки и выпуска продукции в обращение, устанавливают требования к готовому изделию, его маркировке.
В России производство товаров чаще всего осуществляют по госстандартам. Если подходящего ГОСТа нет или существующий норматив требует дополнения/изменения, то разрабатывается собственный документ.