Таганская / Марксистская 109004, г.Москва, Малый Дровяной переулок, д. 3с2, оф. 2201
Бесплатные звонки по России 8 800 100 03 79 info@moseac.ru

Защита прав потребителей в сфере купли-продажи товаров

Сделки по купле-продаже, по выполнению работ и услуг для физических лиц подпадают под защиту прав потребителей. В этой области права действуют специальные нормативные акты, которые защищают граждан от нарушений, позволяют привлечь продавца или исполнителя к ответственности. Защита может осуществляться в рамках договора розничной продажи товаров, путем обращения в Роспотребнадзор и судебные инстанции, в другие ведомства.

Что такое защита прав потребителей?

В силу Закона № 2300-1 потребителем является гражданин, заказывающий работы (услуги), покупающий продукцию в розницу. Указанные сделки не должны быть связаны с коммерческой деятельностью со стороны гражданина. Существуют важные нюансы, напрямую связанные с защитой интересов физических лиц при купле-продаже:

  • на продавца возлагаются дополнительные обязательства до заключения договора и при его исполнении (обязанность установить гарантию качества, заменить бракованные изделия и т.д.);
  • у покупателя есть расширенный перечень прав и полномочий (например, можно отказаться уже от заключенного договора, если компенсировать продавцу понесенные расходы);
  • за нарушения прав потребителей, указанных в федеральном законодательстве, предусмотрена особая ответственность (за любое нарушение можно взыскать штраф, неустойку в повышенном размере, компенсацию морального вреда).

Гражданин вправе покупать товары в розничных магазинах, на интернет-площадках, по прямым договорам с организациями или предпринимателями. В каждом случае ему гарантирована законодательная защита от любых неправомерных действий продавца.

Способы защиты прав

Право защищать свои интересы возникает еще до покупки товара или подписания договора. Продавец обязан раскрыть информацию о потребительских свойствах продукции, показать сертификаты и иные обязательные документы. Если эти правила не соблюдаются, можно подать жалобу в Роспотребнадзор.

Перечень способов защиты потребителей обозначен в Законе № 2300-1, ГК РФ. С этой целью допустимо:

  • подавать претензии и заявления продавцу (за несоблюдение сроков ответа или при отказе, торговая организация несет повышенную ответственность);
  • подавать жалобы в Роспотребнадзор и прокуратуру;
  • обращаться с исковым заявлением в суды, требовать возмещения ущерба и штрафных санкций, компенсации морального вреда.

Выбор варианта обращения зависит и от вида нарушения. Например, до совершения покупки ущерб еще не причинен, но по факту нарушений допускается обращение с жалобой в Роспотребнадзор. После приобретения товара уже можно требовать возмещения ущерба, взыскивать штрафные санкции. В отношении любых действий желательно проконсультироваться с юристом, чтобы соблюсти порядок подачи документов.

Чего может добиться потребитель?

Законодательство обязывает производителей и поставщиков продавать только качественный товар. Также представитель торгующей организации должен представить документы, подтверждающие соответствие продукции нормам безопасности. Это могут быть сертификаты, декларации, свидетельства о государственной регистрации, иные документы. Вместе с изделием обязательно передаются паспорта, инструкции и руководства по эксплуатации. Все эти обязанности продавца также становятся предметом жалобы, если допущены нарушения.

По результатам подачи претензий, исков и жалоб покупатель может добиться применения следующих защитных мер:

  • устранение допущенных нарушений со стороны продавца;
  • возврат денег за некачественную продукцию;
  • возмещение ущерба, причиненного действиями продавца, ненадлежащим качеством товара;
  • взыскание неустойки (согласно ст. 23 Закона № 2300-1 неустойка рассчитывается как 1% от стоимости товара за каждый день нарушения);
  • взыскание штрафа за нарушение законных прав потребителя (его размер составляет 50% от присужденной суммы);
  • возмещение морального вреда (точную сумму компенсации определит суд) и т.д.

В исках можно указывать сразу несколько видов санкций из перечисленного списка. При этом на представителя торговли возлагается обязанность доказывать, что в его действиях отсутствуют нарушения.

Куда обращаться за защитой?

Защищать свои интересы можно путем обращения к продавцу или в государственные ведомства. Представитель торговой или исполнительной организации обязан принять и рассмотреть претензию покупателя, удовлетворить его законные требования. Если претензия оставлена без ответа или заявитель получил отказ, можно обращаться:

  • в Роспотребнадзор;
  • в прокуратуру;
  • к финансовому омбудсмену;
  • в мировые и районные суды.

Если задолженность взыскана судом, с документами можно обратиться к приставам. Они начнут принудительное удержание взысканных сумм, в том числе за счет имущества нарушителя.

Общества по защите прав потребителей

Защищая свои права, потребитель может самостоятельно подавать жалобы, претензии, иски и другие виды обращений. Также есть возможность получить помощь:

  • в Обществе по защите прав потребителя (это некоммерческая организация, которая помогает оформить документы, консультирует граждан);
  • у финансового омбудсмена (он уполномочен на досудебное разбирательство споров);
  • у юристов, адвокатов (они могут выступать в судах и государственных ведомствах как представители гражданина).

По итогам судебного разбирательства допустимо взыскать с ответчика расходы на оплату услуг юриста или адвоката. Материалы проверок Роспотребнадзора и других ведомств разрешено использовать как доказательство в судах.

 

MosEAC order Заявка MosEAC whatsapp Написать
в WhatsApp
MosEAC call Позвонить