Сделки по купле-продаже, по выполнению работ и услуг для физических лиц подпадают под защиту прав потребителей. В этой области права действуют специальные нормативные акты, которые защищают граждан от нарушений, позволяют привлечь продавца или исполнителя к ответственности. Защита может осуществляться в рамках договора розничной продажи товаров, путем обращения в Роспотребнадзор и судебные инстанции, в другие ведомства.
Что такое защита прав потребителей?
В силу Закона № 2300-1 потребителем является гражданин, заказывающий работы (услуги), покупающий продукцию в розницу. Указанные сделки не должны быть связаны с коммерческой деятельностью со стороны гражданина. Существуют важные нюансы, напрямую связанные с защитой интересов физических лиц при купле-продаже:
- на продавца возлагаются дополнительные обязательства до заключения договора и при его исполнении (обязанность установить гарантию качества, заменить бракованные изделия и т.д.);
- у покупателя есть расширенный перечень прав и полномочий (например, можно отказаться уже от заключенного договора, если компенсировать продавцу понесенные расходы);
- за нарушения прав потребителей, указанных в федеральном законодательстве, предусмотрена особая ответственность (за любое нарушение можно взыскать штраф, неустойку в повышенном размере, компенсацию морального вреда).
Гражданин вправе покупать товары в розничных магазинах, на интернет-площадках, по прямым договорам с организациями или предпринимателями. В каждом случае ему гарантирована законодательная защита от любых неправомерных действий продавца.
Способы защиты прав
Право защищать свои интересы возникает еще до покупки товара или подписания договора. Продавец обязан раскрыть информацию о потребительских свойствах продукции, показать сертификаты и иные обязательные документы. Если эти правила не соблюдаются, можно подать жалобу в Роспотребнадзор.
Перечень способов защиты потребителей обозначен в Законе № 2300-1, ГК РФ. С этой целью допустимо:
- подавать претензии и заявления продавцу (за несоблюдение сроков ответа или при отказе, торговая организация несет повышенную ответственность);
- подавать жалобы в Роспотребнадзор и прокуратуру;
- обращаться с исковым заявлением в суды, требовать возмещения ущерба и штрафных санкций, компенсации морального вреда.
Выбор варианта обращения зависит и от вида нарушения. Например, до совершения покупки ущерб еще не причинен, но по факту нарушений допускается обращение с жалобой в Роспотребнадзор. После приобретения товара уже можно требовать возмещения ущерба, взыскивать штрафные санкции. В отношении любых действий желательно проконсультироваться с юристом, чтобы соблюсти порядок подачи документов.
Чего может добиться потребитель?
Законодательство обязывает производителей и поставщиков продавать только качественный товар. Также представитель торгующей организации должен представить документы, подтверждающие соответствие продукции нормам безопасности. Это могут быть сертификаты, декларации, свидетельства о государственной регистрации, иные документы. Вместе с изделием обязательно передаются паспорта, инструкции и руководства по эксплуатации. Все эти обязанности продавца также становятся предметом жалобы, если допущены нарушения.
По результатам подачи претензий, исков и жалоб покупатель может добиться применения следующих защитных мер:
- устранение допущенных нарушений со стороны продавца;
- возврат денег за некачественную продукцию;
- возмещение ущерба, причиненного действиями продавца, ненадлежащим качеством товара;
- взыскание неустойки (согласно ст. 23 Закона № 2300-1 неустойка рассчитывается как 1% от стоимости товара за каждый день нарушения);
- взыскание штрафа за нарушение законных прав потребителя (его размер составляет 50% от присужденной суммы);
- возмещение морального вреда (точную сумму компенсации определит суд) и т.д.
В исках можно указывать сразу несколько видов санкций из перечисленного списка. При этом на представителя торговли возлагается обязанность доказывать, что в его действиях отсутствуют нарушения.
Куда обращаться за защитой?
Защищать свои интересы можно путем обращения к продавцу или в государственные ведомства. Представитель торговой или исполнительной организации обязан принять и рассмотреть претензию покупателя, удовлетворить его законные требования. Если претензия оставлена без ответа или заявитель получил отказ, можно обращаться:
- в Роспотребнадзор;
- в прокуратуру;
- к финансовому омбудсмену;
- в мировые и районные суды.
Если задолженность взыскана судом, с документами можно обратиться к приставам. Они начнут принудительное удержание взысканных сумм, в том числе за счет имущества нарушителя.
Общества по защите прав потребителей
Защищая свои права, потребитель может самостоятельно подавать жалобы, претензии, иски и другие виды обращений. Также есть возможность получить помощь:
- в Обществе по защите прав потребителя (это некоммерческая организация, которая помогает оформить документы, консультирует граждан);
- у финансового омбудсмена (он уполномочен на досудебное разбирательство споров);
- у юристов, адвокатов (они могут выступать в судах и государственных ведомствах как представители гражданина).
По итогам судебного разбирательства допустимо взыскать с ответчика расходы на оплату услуг юриста или адвоката. Материалы проверок Роспотребнадзора и других ведомств разрешено использовать как доказательство в судах.