Выиграть дело в арбитраже – значит сохранить (а иногда и приумножить) деньги компании. Как это сделать, знает юрист, специализирующийся на представлении интересов бизнеса в арбитражных спорах.
Что такое арбитражные споры?
Арбитражный спор – это вид судебного разбирательства, который происходит в арбитражном суде. Участниками такого спора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а его объектом – хозяйственная деятельность организаций.
Особенность арбитражных споров заключается в том, что в некоторых случаях соблюдать претензионный порядок разбирательства не нужно – истец может сразу же обращаться в суд. Например, подавать претензию не придется, если рассмотрению подлежит дело о:
- банкротстве;
- корпоративном конфликте;
- защите прав и интересов определенных лиц и пр.
Юрист, оказывающий услуги по ведению арбитражного спора, должен видеть нюансы каждого разбирательства и уметь оборачивать их в пользу своего клиента.
Какие есть способы решения арбитражных споров?
Разрешение арбитражных споров может производиться следующими способами:
- Досудебное урегулирование. В большинстве случаев подача досудебной претензии является обязательным условием для дальнейшего обращения в суд – на этом этапе можно решить проблему собственными силами, не тратя время и силы на судебные разбирательства.
- Мировое соглашение. Если дело дошло до суда, но в ходе разбирательства стороны пришли к консенсусу и совместно решили, что делать, чтобы закрыть вопрос, арбитражный процесс прекращается до вынесения судом какого-либо решения.
- Судебное разбирательство. Если договориться мирным путем не получается, помочь может только суд – для участия в заседаниях необходимо подготовить серьезную доказательную базу: причем показания свидетелей в арбитраже значения не имеют – нужны документы, обладающие юридической силой.
Какие дела рассматриваются арбитражным судом?
Рассмотрение споров в арбитражном суде ведется по следующим направлениям:
- Договорные споры. Возникают, если одна из сторон договора, заключенного между двумя компаниями, не исполняет свои обязательства. В этом случае с нарушителя можно взыскать не только средства, которые вторая сторона потеряла по договору, но и неустойку за несвоевременное исполнение своих обязательств.
- Налоговые споры. Возникают между компанией-налогоплательщиком и налоговой службой по вопросам корректного исчисления и уплаты налогов.
- Корпоративные споры. Такие конфликты возникают между собственниками одной организации при решении стратегических задач (например, при определении размера дивидендов), при необходимости возмещения убытков, понесенных компанией по причине действий одного из собственников и пр.
- Банкротство. Если учредители хотят обанкротить предприятие, чтобы не оплачивать долги, кредиторы могут оспорить введение этой процедуры, если считают, что банкротство является фиктивным, и основной его целью является списание долгов и спасение активов, принадлежащих собственникам, от продажи в счет исполнения обязательств.
- Споры об определении собственника. У предприятия могут быть разные активы, собственник которых точно не определен. Если учредители предприятия не могут распределить эти активы между собой самостоятельно, им придется решать вопрос в судебном порядке.
Как происходит досудебное урегулирование спора в арбитражном процессе?
Досудебное урегулирование спора – это попытка решить проблему путем переговоров, без участия в судебных разбирательствах.
Процедура досудебного урегулирования обычно состоит из следующих этапов:
- Переговоры со второй стороной конфликта. Вести переговоры можно по телефону или при личных встречах – если партнер идет на контакт, то найти выход из сложившейся ситуации вполне реально.
- Досудебная претензия. Если оппонент отказывается от участия в переговорах, нужно изложить свои претензии в письменном виде и передать ему на рассмотрение. Претензию можно передать следующими способами:
- лично, через приемную или канцелярию компании – в этом случае претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается на рассмотрение, а второй, с отметкой о получении, остается у составителя;
- по почте, заказным письмом с описью вложения и уведомлением о получении.
На этом этапе урегулирования конфликта необходима помощь юриста по арбитражным спорам – он изучит обстоятельства сложившейся ситуации и попытается наладить контакт с партнером. Если же решить вопрос путем переговоров не получится, юрист подготовит документы, необходимые для составления претензии и дальнейшей работы с ней.
Как осуществляется арбитражное урегулирование споров?
Если уладить конфликт досудебным способом не удалось, придется обратиться в арбитражный суд.
Урегулирование споров в арбитражных судах происходит в следующей последовательности:
- Юрист готовит документы, необходимые для судебного разбирательства, и составляет исковое заявление. В заявлении он излагает обстоятельства сложившейся ситуации, приводит доказательства своей правоты, а также формулирует исковые требования, подлежащие рассмотрению судом.
- Арбитражный суд принимает исковое заявление к производству, назначает судью, который будет вести дело, а также определяет дату предварительного судебного заседания.
- Проводится предварительное судебное заседание – на нем стороны знакомятся с представляемыми правовыми позициями, а суд проверяет готовность дела к предстоящему разбирательству.
- Суд рассматривает дело по существу и выносит решение в пользу одной из сторон.
На каждом из этих этапов организации необходима помощь квалифицированного юриста – он возьмет на себя работу по подготовке документов, взаимодействию с оппонентом и представит интересы своего клиента в суде. Услуги юриста по арбитражным спорам могут быть разовыми (например, если нужно подготовить документы для подачи искового заявления в суд), а могут включать в себя полное сопровождение разбирательства – от сбора документов до получения на руки решения суда.
Порядок принятия решения арбитражным судом
Суд принимает решение, основываясь на доказательствах, представленных сторонами разбирательства. Арбитражному суду не важны показания свидетелей – он опирается на факты, изложенные в документах. Подписанные договоры, справки, чеки, квитанции, претензии, корпоративная переписка и т.д. – вот основные доказательства.
Суд рассматривает документы, представленные сторонами, и, при необходимости, запрашивает дополнительные доказательства, которые могут склонить чашу весов правосудия на ту или иную сторону. По итогам рассмотрения имеющихся в деле материалов, суд выносит решение в пользу одной из сторон – для другой стороны оно становится обязательным. Вынесенное судом решение можно обжаловать в апелляционной (а затем и в кассационной) инстанции.
Для получения более подробной информацией обращайтесь по электронной почте maat@moseac.ru или по телефону +74993017435 Гаджиев Аслан Эльдарович.
Окончательная стоимость услуг юриста складывается из нескольких составляющих:
- объем работы, которую нужно проделать – разовая консультация будет дешевле, чем полное сопровождение спора; при этом полное сопровождение будет дешевле, чем общая стоимость всех входящих в него услуг, оплачиваемых отдельно;
- срочность работы – чем быстрее нужно вступить в дело, тем дороже будет работа юриста;
- сложность работы – разрешить договорной спор проще, чем оспорить начатую в отношении компании процедуру банкротства.
Узнать точную стоимость услуги можно только после предварительной консультации с юристом.