26 декабря 2019 года на основании приказа Росстандарта № 3358 прекращено действие нескольких систем сертификации добровольного характера, в том числе и ГОСТ Р. Она была востребована среди компаний, оказывающих услуги, поскольку включала механизмы оценки предприятий и организаций любой сферы, была понятна участникам рынка и знакома потребителям. Знак «РСТ добровольная сертификация», который указывался на документах, был синонимом качества и безопасности.
В связи с отменой действовавшей ранее системы сертификации (СС) компании для прохождения процедур, связанных с подтверждением соответствия, могут использовать любые другие системы. Для этого СС проходят регистрацию и вносятся в единый реестр Росстандарта.
На что распространялось действие добровольной ГОСТ Р?
ГОСТ Р, согласно норм которой проводилось подтверждение качества работ или услуг, стала действовать с 1998 года. При внедрении, ее планировалось использовать для товаров, выпускаемых с применением лицензии. По факту же она применялась для добровольного подтверждения качества продукции и оказываемых услуг.
С момента отмены добровольной системы сертификации ГОСТ Р,
сертификаты в ней не оформляются, но при этом те документы, которые уже были получены, действуют и используются предпринимателями до истечения указанного в них сроках действия.
Отмена на основании Приказа № 3358 была связана с рядом изменений, которые планировались к выполнению в области оценки товаров или услуг.
Нюансы подтверждения качества услуг после отмены СДС ГОСТ Р
Упразднение системы не снизило востребованности в добровольном подтверждении соответствия. Это связано с тем, что компании, проходя такую процедуру, получают явные преимущества. Среди них:
- получение официального документа, который будет свидетельствовать о высоком качестве услуг, предоставляемых компанией;
- возможность при сертификации выявить проблемные места в работе и откорректировать их для полного соответствия положениям действующих стандартов;
- повышение интереса со стороны потребителей;
- расширение географии продаж своего сервиса;
- возможность участвовать в тендерах, в которых наличие сертификата является обязательным условием присутствия на площадке электронных торгов.
Как проходить добровольную оценку?
В связи с отменой системы добровольной сертификации ГОСТ Р на услуги, предприниматели обращаются к другим действующим системам. При выборе СДС, в которой будет проводиться процедура, необходимо ориентироваться на единый реестр, размещенный на официальном сайте Росстандарта. В него включены все действующие СДС. В реестре указывается:
- номер выданного свидетельства о регистрации;
- состояние СДС и ее название;
- дата регистрации;
- сфера распространения – те объекты, на которые она распространяет свое действие;
- наименование компании-заявителя;
- адрес компании, телефон и адрес почты.
Порядок регистрации СДС
Согласно действующим нормам СДС может создаваться и регистрироваться любым юр. лицом или ИП. Для этого лицо или группа лиц определяют:
- перечень объектов, на которые будет распространяться действие системы;
- характеристики, по которым определяется соответствие;
- правила проведения работ при подтверждении качества;
- порядок оплаты прохождения процедур;
- список участников;
- знак соответствия - создается и используется по желанию заявителя.
Для регистрации заявитель формирует и направляет в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии пакет документации, в который входит:
- Заявление на проведение регистрации. В нем указывается информация о наименовании компании, данные по оплате процедуры регистрации.
- Правила работы СС с указанием перечня объектов, подлежащих оценке соответствия, правил выполнения работ и порядок проведения оплаты.
- Документ, который определяет вид знака соответствия и то, каким образом он используется. По результатам оформления сертификата его держатель получает право использовать знак в документации, на фирменных бланках, в рекламных материалах, буклетах и т.д.
Алгоритм получения сертификата на услуги в СДС
Порядок сертификации включает в себя:
- анализ предоставленной документации;
- определение СДС, в которой будет проводиться оценка;
- проведение оценки по необходимым стандартам или критериям.
По полученным результатам принимается решение о возможности регистрации документа, подтверждающего соответствие. Срок действия сертификата – до 3 лет.
Перечень документов, необходимый к предоставлению для получения разрешительного документа, формируется на основании анализа объекта оценки и специфики функционирования компании.