Таганская / Марксистская 109004, г.Москва, Малый Дровяной переулок, д. 3с2, оф. 2201
Бесплатные звонки по России 8 800 100 03 79 info@moseac.ru

Новый порядок регистрации декларации

Человек заполняет декларацию в электронном виде

На все товары, которые подлежат обязательному декларированию по техническим регламентам ЕАЭС или Постановлению Правительства № 982, производителю или импортеру необходимо оформить декларацию соответствия (далее — ДС). Указанный документ подтверждает, что изделия, материалы, оборудование, устройства отвечают требованиям в отношении их безопасности и качества. Он вступает в законную силу с момента регистрации в едином реестре ФСА.

Ранее предприниматель мог зарегистрировать ДС лично, или воспользоваться услугами центра по сертификации. С 01.01.2021 такая возможность отсутствует — субъект хозяйствования должен самостоятельно зарегистрироваться на сайте Госуслуг и произвести действия с реестром.

Нормами действующего КОАП (статья 16.2) предусмотрена ответственность за недостоверное декларирование. Это штраф в размере до 300 тысяч рублей, а также конфискация товаров. Более строгое наказание применяется за отсутствие разрешительной документации — штрафные санкции до 1 миллиона рублей, изъятие продукции, принудительная приостановка работы компании на период до 90 суток.

Чтобы избежать негативных последствий при оформлении, предпринимателю необходимо следовать не только положениям ТР ТС, но и новым правилам.

Нормативная база

Новый порядок, по которому сведения о принятых ДС вносятся в базу ФСА, был введен на основании Приказа Минэкономразвития РФ № 478 от 31.07.2020. Данный нормативный акт также определяет особенности ведения реестра разрешительной документации и предоставления из него сведений.

При принятии разрешительной документации и внесении ее в единую базу необходимо руководствоваться положениями следующих нормативных актов:

  • решения Коллегии ЕЭК № 293 от 25.12.2012 — определяет форму, по которой составляется ДС, и особенности ее оформления;
  • решения Коллегии ЕЭК № 41 от 20.03.2018 — устанавливает правила регистрации, прекращения действия, приостановления и возобновления документации.

Как провести эту процедуру самостоятельно?

Для того чтобы внести сведения об оформленном разрешительном документе в реестр ФСА, предпринимателю предстоит выполнить следующие действия:

  • получить КЭП (квалифицированную электронную подпись) — необходима для авторизации в личном кабинете, а также подписания заявления и прилагаемых к нему скан. копий;
  • подключиться к сервису регистрации деклараций — для этого потребуется пройти авторизацию на портале «Госуслуги» и добавить учетную запись;
  • заполнить обязательные сведения;
  • опубликовать декларацию — это можно сделать после того, когда вы убедитесь в правильности заполнения всех разделов.

С момента внесения в реестр Росаккредитации документ вступает в законную силу.

Обязательными для заполнения являются следующие блоки:

  • тип документа;
  • тех. регламент, по которому выполняется оценка;
  • группа товаров;
  • схема декларирования;
  • тип объектов оценки.

После этого вносят сведения в следующие блоки:

  • декларация — указывают дату окончания действия и присваивают постоянный регистрационный номер;
  • заявитель — необходимо проверить адрес организации и отредактировать данные о руководителе (при необходимости);
  • изготовитель — потребуется выбрать ОГРН и внести сведения об используемых производственных площадках;
  • информация о продукции — содержит наименование, происхождение, условия транспортировки, хранения и эксплуатации, области использования;
  • проведение исследований — указывают данные испытательной лаборатории, включая номер аттестата аккредитации, сведения об оформленных протоколах;
  • документы — вносят данные протоколов испытаний, сертификатов на используемое сырье, договор уполномоченного лица и иных.

Что потребуется для самостоятельного внесения ДС в реестр ФСА?

Для того чтобы успешно зарегистрировать разрешительную документацию, у субъекта хозяйствования должно быть в наличии следующее:

  • КЭП — квалифицированная электронная подпись для удостоверения авторства файлов;
  • личный кабинет на портале Госуслуг — через учетную запись осуществляется доступ к сервису;
  • протоколы тестирования товаров с положительными итогами;
  • иная техдокументация, которая предусмотрена положениями профильного тех. регламента.

Также потребуется установить плагин ЭЦП последней версии для браузера — ESEP Crypto Extension.

При возникновении вопросов, касающихся оформления разрешительной документации, получения ЭЦП и иных моментов, следует воспользоваться услугами экспертов организации по сертификации. Получить консультацию можно по телефону или в режиме онлайн.

С 01.01.2021 регистрация деклараций в реестре ФСА осуществляется самостоятельно субъектом предпринимательской деятельности. Для этого потребуется получить ЭЦП (электронную цифровую подпись) и подключиться к соответствующему сервису.

Заявление, направляемое в Росаккредитацию, а также скан-копии документов, автоматически подписываются ЭЦП, заверять их дополнительно каким-то другим способом нет необходимости.

Если у вас возникли сложности в процессе регистрации или при входе в личный кабинет, в этом случае следует воспользоваться помощью специалистов группы компаний по сертификации. Эксперты оказывают содействие в оформлении КЭП (квалифицированной электронной подписи) и авторизации на портале Госуслуг.

При необходимости специалисты помогут организовать испытания продукции и получение протоколов с их результатами, для внесения этих данных при декларировании.

Положениями действующих технических регламентов предусмотрена необходимость хранения доказательственной базы на протяжении 5 или 10 лет. Конкретные сроки устанавливаются индивидуально каждым регламентом.

Документы, которые оформляются в электронном виде и подписываются ЭЦП,  (это ДС и заявление на регистрацию), будут находиться в реестре, к которому у предпринимателя имеется доступ. Опубликованную декларацию может проверить любой заинтересованный пользователь, зайдя на сайт Росаккредитации.

Что касается протоколов испытаний, технической документации и иных доказательственных материалов на бумажных носителях, они должны храниться в оригиналах в течение установленного периода.

Сам порядок декларирования не изменился, изменения коснулись лишь правил по которым регистрируются декларации, оформляемые по ТР ТС (ЕАЭС) и в системе ГОСТ Р (по национальным стандартам РФ).

Процедура подтверждения соответствия предполагает проведение испытаний в заводской или аккредитованной лаборатории (это определяется конкретной схемой оценки). Испытательным учреждением выполняется отбор проб, которые тестируются по установленным показателям.

Результаты исследований вносятся в протокол, на основании которого ДС вносится в реестр ФСА. Если в ходе испытаний выявлено несоответствие продукции по отдельным параметрам, то предприниматель не имеет права регистрировать разрешительную документацию в установленном порядке.

Одним из оснований отказа в проведении регистрации разрешительной документации является несоблюдение установленной законом формы. Но на практике это невозможно, поскольку сервис подразумевает заполнение заявителем определенных разделов. По результатам внесенной пользователем информации формируется готовый документ. Поэтому нареканий в отношении его формы быть не должно.

Другое дело, если у предпринимателя отсутствует протокол испытаний, или техдокументация, предусмотренная регламентом, по которому выполняется оценка. Если обязательные блоки не будут заполнены, то в этом случае, зарегистрировать ничего не получится. Также не нужно забывать, что за внесение в единый реестр недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность.

Прежде всего, потребуется получить ЭЦП (для ее использования нужно установить плагин последней версии) и зарегистрироваться на портале Госуслуг, получив доступ к личному кабинету.

С 01.01.2021 не обязательно оформлять декларацию на бумажном носителе — достаточно сделать это в электронном виде. Но для того, чтобы беспрепятственно зарегистрировать документацию, у заявителя должны быть в наличии необходимые доказательственные материалы. К ним относят протоколы испытаний, сертификаты ИСО, ГОСТы или ТУ, техпаспорт, эксплуатационное руководство и иное. Если ДС оформляется на серийный выпуск, может потребоваться акт производственного контроля.

Также производитель или импортер самостоятельно определяет, на какой период будет оформлен документ (исходя из того, какая схема применяется для декларирования).

Для регистрации на портале Госуслуг, а также подписания заявки и других документов (включая скан. копии) потребуется получить квалифицированную электронную подпись (КЭП). Она оформляется чаще всего на руководителя компании, или иное уполномоченное лицо, которое действует от имени организации на основании доверенности.

Электронную подпись также можно использовать для иных целей. Например, для регистрации в системе «Честный знак», если выпускаемая или импортируемая продукция подлежит обязательной маркировке.

Для получения КЭП необходимо обратиться к экспертам группы компаний по сертификации MosEAC. Специалисты также помогут зарегистрироваться на сайте Росаккредитации и создать учетную запись.

MosEAC order Заявка MosEAC whatsapp Написать
в WhatsApp
MosEAC call Позвонить