Маркировка – это информация, размещенная на упаковке (этикетке) о составе, характеристиках, производителе, сроке годности, других параметрах продукции.
Наличие маркировки пищевых продуктов позволяет потребителю получить необходимую информацию о товаре перед его покупкой и употреблением.
Овощи и фрукты, полуфабрикаты, замороженные продукты, выпускаемые в обращение в РФ и ЕАЭС, должны соответствовать требованиям технических регламентов (ТР ТС), в том числе в части маркировки. Продажа без разрешительных документов и маркировки, а также несоблюдение правил маркировки овощей и фруктов влечет серьезные последствия. Это могут быть штрафы и иные меры административного наказания, предусмотренные в КоАП РФ.
Правила маркировки овощей и фруктов
Перед тем как выпустить товар на рынок, необходимо удостовериться в должном качестве, соответствии продукции ТР ТС 021/2011 – основному пищевому регламенту. Для этого проводятся не только исследования образцов в лаборатории, в ходе которых проверяются органолептические, физико-химические, микробиологические показатели, но и проверка маркировки.
Правила маркирования свежих овощей и фруктов, а также подвергшихся переработке, устанавливает ТР ТС 022/2011. Требования настоящего регламента распространяются на все продукты питания.
Разработку макета этикетки необходимо делать до регистрации декларации.
Маркировка должна быть понятной для потребителя, легко читаемой, содержать только достоверную информацию, чтобы не вводить в заблуждение покупателей. Все надписи, знаки, обозначения, символы должны быть контрастными фону этикетки, устойчивыми к воздействию климатических и иных внешних факторов.
Маркировка может быть нанесена любым способом, обеспечивающим ее сохранность и удобство чтения. Для наименования, даты изготовления и срока годности размер шрифта должен быть не менее 2 мм. Маркировка должна быть нанесена в таком месте, чтобы быть доступной для ознакомления потребителем.
Информация на упаковке
На этикетке (упаковке) овощей и фруктов содержатся следующие сведения:
- название продукта с признаками, позволяющими его идентифицировать (отнести к категории овощей или фруктов);
- количество (вес в г / кг) в упаковке;
- срок годности и условия, при которых необходимо хранить фрукты / овощи;
- название компании-изготовителя или уполномоченного им лица, адрес местонахождения;
- дата изготовления (для свежих – дата сбора урожая);
- дата упаковывания.
Для сырых овощей, фруктов и грибов можно не указывать на этикетку калорийность, пищевую ценность.
Если сырые овощи или свежие ягоды выпускаются на прилавки магазинов в первоначальном виде, т.е. необработанные (не очищенные от кожуры, не нарезанные), сведения о составе можно не указывать на этикетке.
На транспортной таре указываются те же сведения, что и на потребительской упаковке. Также отражается номер партии или другая информация, необходимая для идентификации партии.
Дополнительно на маркировке овощей и фруктов допускается указывать:
- Сведения о нормативной документации, согласно которой изготовлен продукт. Это может быть профильный ГОСТ или внутренний норматив – тех. условия (ТУ). ТУ разрабатывает изготовитель, если есть расхождения с действующими стандартами. ТУ содержит требования к безопасности товаров, методы контроля качества продукции, условия, которые необходимо соблюдать при хранении, отгрузке, транспортировании, обращении. ТУ можно зарегистрировать. Регистрация позволяет проверить актуальность, достоверность указанных в документе сведений, защитить его от незаконного использования конкурентами.
- Сведения об особенностях, уникальных свойствах продукта, например, отсутствии генно-модифицированных организмов и т.д. Надпись «Без ГМО» нельзя размещать без проведения исследований, данные сведения подтверждаются протоколом.
- Товарный знак. Регистрация товарного знака в Роспатенте предоставляет исключительное право на логотип, фирменное обозначение, защищает его от недобросовестных конкурентов, повышает узнаваемость бренда.
- Знаки, символы добровольной сертификации (например, БИО, ЭКО, ОРГАНИК). Подтверждают натуральный, экологически чистый состав, выращивание без использования вредных веществ (пестицидов, прочих химических удобрений). Наносить данные знаки можно при наличии соответствующих документов.
За несоблюдение требований регламентов и стандартов в части маркировки грозит ответственность по ст. 14.46 КоАП РФ. За правонарушение возможны штрафы от 10 000 до 20 000 руб., а также 100 000 – 300 000 руб. для должностных и юридических лиц соответственно.
Какая упаковка подлежит маркировке
Маркировать необходимо любую транспортную и потребительскую упаковку. В качестве тары для овощей и фруктов используются:
- деревянные, пластиковые ящики;
- коробки, контейнеры;
- пакеты из бумаги, полиэтилена, мешки;
- подложки, лотки, затянутые пленкой из полиэтилена или с пластиковыми крышками;
- корзины;
- сетки и др.
На все виды упаковки наносится маркировка путем наклеивания ярлыка, закрепления этикетки.
Отображение знака «ЕАС»
Маркировка знаком «ЕАС» свидетельствует о том, что продукт прошел все исследования, предусмотренные регламентом, и соответствует его требованиям.
Знак «ЕАС» наносится только после завершения процедуры подтверждения соответствия. Знак обращения наносится в обязательном порядке на этикетку любой продукции, попадающей под действие ТР ТС / ЕАЭС. Маркировка «ЕАС» дает право на обращение товара в странах-участницах ЕАЭС.
Наличие знака «ЕАС» на упаковке (этикетке) является гарантией для потребителя, что плодово-ягодная или овощная продукция отвечает установленным нормам безопасности и не представляет угрозы для здоровья потребителя.
Нанесение знака «ЕАС» на продовольственные товары, которые не прошли процедуру декларирования – нарушение законодательства.
Регистрация штрих-кода
Штриховой код на упаковке овощей и фруктов нужен для автоматизации, упрощения учета движения продукции. Штрихкод представляет собой уникальную комбинацию из цифр и штрихов, которая считывается сканером и содержит сведения о товаре. Регистрация штрихкода выполняется в добровольном порядке.
Обязательное штрихкодирование требуется при размещении товара на продажу в крупные торговые сети – без штрихкода невозможно продать продукт покупателю.
Чтобы сэкономить время, избежать ошибок, нарушения требований законодательства из-за отсутствия опыта, лучше обратиться в центр сертификации «MOSEAC». Эксперты помогут зарегистрировать товарные знаки, штрих-коды, разработать этикетку и проверить соответствие маркировки требованиям ТР ТС 022/2011.
Консультации бесплатны, направляйте заявки!