Лимонад - газированный безалкогольный напиток. Продажа такой продукции на рынке ЕАЭС возможна только после подтверждения безопасности и оформления разрешительной документации. Кроме того, все участники оборота лимонадных напитков в России обязаны регистрировать их в системе “Честный знак”.
Зачем нужна маркировка лимонада
Маркировка проводится для предотвращения торговли контрафактом. Регистрацию в системе мониторинга проходит лимонад, который проверен на соответствие техническим регламентам ЕАЭС (ТР ТС). Это значит, что потребитель, приобретая промаркированную продукцию, может быть уверен в ее безопасности.
Эксперимент по маркировке соков, морсов, лимонадов и других безалкогольных напитков завершился 31 августа 2023 года. По требованиям Постановления Правительства РФ № 887 от 31.05.2023 с 1 декабря 2023 года стартовала обязательная процедура.
Перед выпуском в обращение товару присваивают код маркировки (КМ), который содержит зашифрованную информацию о самом напитке, составе, компании-изготовителе и т.д. Наличие КМ позволяет:
- отследить весь путь продукта от производителя до потребителя;
- легализовать изготовление и реализацию лимонада;
- предотвратить сокрытие доходов от продажи продукции.
За товарооборот лимонадов без маркировки предприниматели несут административную ответственность. Согласно статье 15.12 КоАП РФ напитки конфискуют, а нарушителя штрафуют. За ввод в обращение без обязательных КМ штрафы для должностных лиц достигают 10 тысяч рублей, для юридических - 100 тысяч. За продажу товаров, не зарегистрированных в системе “Честный знак”, компаниям придется заплатить от 50 до 300 тысяч. За сбыт продукции с поддельными средствами идентификации виновникам грозит уголовная ответственность.
Этапы маркировки лимонада
Маркировка лимонада в “Честном знаке” проходит поэтапно. Для каждого этапа определены следующие сроки:
- с 1 сентября 2023 года - регистрация участников товарооборота в “Честном знаке”;
- с 1 декабря 2023 года - регистрация КМ на лимонады в таре из стекла и полимеров;
- с 1 марта 2024 года - получение кодов на продукт в алюминиевых и полимерных банках;
- с 1 июня 2024 года- маркировка напитков в кегах, Tetra Pak и прочей упаковке;
- с 5 ноября 2024 года - объемно-сортовой учет, сканирование кодов и передача сведений о продаже в систему при помощи онлайн-касс;
- с 1 марта 2026 - учет каждого экземпляра.
Маркировочные коды генерируются на каждую единицу товара. Все операции с продукцией: отпуск изготовителем, приемка в торговой точке, продажа - автоматически будут фиксироваться в системе мониторинга.
Особенности маркировки лимонада
Работа с маркированной продукцией потребует наладить электронный документооборот (ЭДО). Чтобы документация имела юридическую силу, необходимо получить в ФНС России квалифицированную электронную подпись (КЭП).
Сгенерированные КМ производители и импортеры распечатывают на специальном оборудовании. Оптовым и розничным продавцам понадобятся сканеры для проверки кодов. Чтобы реализовывать напитки в розницу, в торговых точках устанавливают онлайн-кассу с оператором фискальных данных (ОФД).
Подробную инструкцию по работе с электронной системой мониторинга все участники товарооборота могут найти на официальном сайте “Честного знака”. Изготовители и импортеры делают следующее:
- регистрируют личный кабинет;
- заполняют карточки товаров;
- заказывают и оплачивают КМ;
- распечатывают этикетки и наклеивают их тару с лимонадом;
- вводят продукт в оборот.
Отгружая опт, изготовитель и поставщик импорта подает в систему универсальный передаточный документ (УПД) с маркировочными кодами. Оптовик сверяет КМ, и они переходят в его собственность вместе с товаром.
То же самое происходит при передаче продукции розничному продавцу. Когда в магазине покупатель приобретает лимонад, продавец сканирует КМ, ОФД автоматически отправляет сведения об этом в систему и проданный товар выводится из оборота.
Оформление обязательной документации на лимонады
Для заполнения карточек товара и регистрации маркировочных кодов производителям / поставщикам импорта нужна нормативно-техническая и разрешительная документация.
Российские компании вправе использовать для производства лимонада официальную версию ГОСТ 28188-2014 или разработать технические условия (ТУ), чтобы уточнить требования к сырью, органолептическим и физико-химическим показателям качества напитка, упаковке и т.п. Чтобы защитить права на ТУ, их регистрируют в реестре.
Разрешительный документ, подтверждающий безопасность лимонада, и дающий право на его реализацию в ЕАЭС, — декларация о соответствии трем ТР ТС:
- 021/2011 - регламентирует требования ко всему продовольствию, поступающему на рынок;
- 022/2011 - регулирует содержание этикетки;
- 029/2012 - устанавливает нормы безопасности для пищевых добавок.
Оформлению декларации подлежат все лимонадные напитки, которые не относятся к специализированному питанию.
По требованиям техрегламента 021/2011 на предприятиях пищепрома обязательно применяют принципы ХАССП, которые обеспечивают контроль всех производственных рисков и выпуск безопасных продуктов. Для соблюдения санитарных норм изготовитель обязан разработать и применять программу производственного контроля (ППК).
Для проверки безопасности напитка проводят экспертизу образцов, в результате которой получают протоколы испытаний (ПИ). На их основании заявитель принимает декларацию.
Декларирование предполагает проверку этикетки. Потребительская маркировка по ТР ТС должна содержать информацию о производителе, стандарте / ТУ, объеме, составе, дате производства, сроках годности и условиях хранения продукции. После регистрации декларации на этикетку наносят знак “ЕАС”.
Дополнительно на этикетке можно разместить:
- товарный знак на основании свидетельства, выданного Роспатентом;
- символы добровольной сертификации (например, о соответствии ГОСТу / ТУ, БИО, ЭКО и т.п.), которые должны быть подтверждены ПИ и соответствующими сертификатами;
- данные о добровольной сертификации ХАССП на соответствие стандарту ИСО 22000;
- штрихкод, упрощающий учет товара и его продажу в крупных торговых сетях.
Оформление деклараций, добровольных сертификатов, этикеточной надписи можно делегировать специалистам сертификационного центра «MOSEAC». Поможем провести маркировку безалкогольных напитков в системе мониторинга “Честный знак” и их штрихкодирование, разработать ТУ, зарегистрировать товарный знак.
Для уточнения деталей всех процедур и сотрудничества обращайтесь в «MOSEAC» по телефону или через форму обратной связи. Консультируем бесплатно.