Таганская / Марксистская 109004, г.Москва, Малый Дровяной переулок, д. 3с2, оф. 2201
Бесплатные звонки по России 8 800 100 03 79 info@moseac.ru

Маркировка лимонада

Лимонад - газированный безалкогольный напиток. Продажа такой продукции на рынке ЕАЭС возможна только после подтверждения безопасности и оформления разрешительной документации. Кроме того, все участники оборота лимонадных напитков в России обязаны регистрировать их в системе “Честный знак”.

Зачем нужна маркировка лимонада

Маркировка проводится для предотвращения торговли контрафактом. Регистрацию в системе мониторинга проходит лимонад, который проверен на соответствие техническим регламентам ЕАЭС (ТР ТС). Это значит, что потребитель, приобретая промаркированную продукцию, может быть уверен в ее безопасности.

Эксперимент по маркировке соков, морсов, лимонадов и других безалкогольных напитков завершился 31 августа 2023 года. По требованиям Постановления Правительства РФ № 887 от 31.05.2023 с 1 декабря 2023 года стартовала обязательная процедура.

Перед выпуском в обращение товару присваивают код маркировки (КМ), который содержит зашифрованную информацию о самом напитке, составе, компании-изготовителе и т.д. Наличие КМ позволяет:

  • отследить весь путь продукта от производителя до потребителя;
  • легализовать изготовление и реализацию лимонада;
  • предотвратить сокрытие доходов от продажи продукции.

За товарооборот лимонадов без маркировки предприниматели несут административную ответственность. Согласно статье 15.12 КоАП РФ напитки конфискуют, а нарушителя штрафуют. За ввод в обращение без обязательных КМ штрафы для должностных лиц достигают 10 тысяч рублей, для юридических - 100 тысяч. За продажу товаров, не зарегистрированных в системе “Честный знак”, компаниям придется заплатить от 50 до 300 тысяч. За сбыт продукции с поддельными средствами идентификации виновникам грозит уголовная ответственность.

Этапы маркировки лимонада

Маркировка лимонада в “Честном знаке” проходит поэтапно. Для каждого этапа определены следующие сроки:

  • с 1 сентября 2023 года - регистрация участников товарооборота в “Честном знаке”;
  • с 1 декабря 2023 года - регистрация КМ на лимонады в таре из стекла и полимеров;
  • с 1 марта 2024 года - получение кодов на продукт в алюминиевых и полимерных банках;
  • с 1 июня 2024 года- маркировка напитков в кегах, Tetra Pak и прочей упаковке;
  • с 5 ноября 2024 года - объемно-сортовой учет, сканирование кодов и передача сведений о продаже в систему при помощи онлайн-касс;
  • с 1 марта 2026 - учет каждого экземпляра.

Маркировочные коды генерируются на каждую единицу товара. Все операции с продукцией: отпуск изготовителем, приемка в торговой точке, продажа - автоматически будут фиксироваться в системе мониторинга.

Особенности маркировки лимонада

Работа с маркированной продукцией потребует наладить электронный документооборот (ЭДО). Чтобы документация имела юридическую силу, необходимо получить в ФНС России квалифицированную электронную подпись (КЭП).

Сгенерированные КМ производители и импортеры распечатывают на специальном оборудовании. Оптовым и розничным продавцам понадобятся сканеры для проверки кодов. Чтобы реализовывать напитки в розницу, в торговых точках устанавливают онлайн-кассу с оператором фискальных данных (ОФД). 

Подробную инструкцию по работе с электронной системой мониторинга все участники товарооборота могут найти на официальном сайте “Честного знака”.  Изготовители и импортеры делают следующее:

  • регистрируют личный кабинет;
  • заполняют карточки товаров;
  • заказывают и оплачивают КМ;
  • распечатывают этикетки и наклеивают их тару с лимонадом; 
  • вводят продукт в оборот.

Отгружая опт, изготовитель и поставщик импорта подает в систему универсальный передаточный документ (УПД) с маркировочными кодами. Оптовик сверяет КМ, и они переходят в его собственность вместе с товаром. 

То же самое происходит при передаче продукции розничному продавцу. Когда в магазине покупатель приобретает лимонад, продавец сканирует КМ, ОФД автоматически отправляет сведения об этом в систему и проданный товар выводится из оборота. 

Оформление обязательной документации на лимонады

Для заполнения карточек товара и регистрации маркировочных кодов производителям / поставщикам импорта нужна нормативно-техническая и разрешительная документация.

Российские компании вправе использовать для производства лимонада официальную версию ГОСТ 28188-2014 или разработать технические условия (ТУ), чтобы уточнить требования к сырью, органолептическим и физико-химическим показателям качества напитка, упаковке и т.п. Чтобы защитить права на ТУ, их регистрируют в реестре.

Разрешительный документ, подтверждающий безопасность лимонада, и дающий право на его реализацию в ЕАЭС, — декларация о соответствии трем ТР ТС:

  • 021/2011 - регламентирует требования ко всему продовольствию, поступающему на рынок;
  • 022/2011 - регулирует содержание этикетки;
  • 029/2012 - устанавливает нормы безопасности для пищевых добавок.

Оформлению декларации подлежат все лимонадные напитки, которые не относятся к специализированному питанию.

По требованиям техрегламента 021/2011 на предприятиях пищепрома обязательно применяют принципы ХАССП, которые обеспечивают контроль всех производственных рисков и выпуск безопасных продуктов. Для соблюдения санитарных норм изготовитель обязан разработать и применять программу производственного контроля (ППК).

Для проверки безопасности напитка проводят экспертизу образцов, в результате которой получают протоколы испытаний (ПИ). На их основании заявитель принимает декларацию.

Декларирование предполагает проверку этикетки. Потребительская маркировка по ТР ТС должна содержать информацию о производителе, стандарте / ТУ, объеме, составе, дате производства, сроках годности и условиях хранения продукции. После регистрации декларации на этикетку наносят знак “ЕАС”.

Дополнительно на этикетке можно разместить:

  • товарный знак на основании свидетельства, выданного Роспатентом;
  • символы добровольной сертификации (например, о соответствии ГОСТу / ТУ, БИО, ЭКО и т.п.), которые должны быть подтверждены ПИ и соответствующими сертификатами;
  • данные о добровольной сертификации ХАССП на соответствие стандарту ИСО 22000;
  • штрихкод, упрощающий учет товара и его продажу в крупных торговых сетях.

Оформление деклараций, добровольных сертификатов, этикеточной надписи можно делегировать специалистам сертификационного центра «MOSEAC». Поможем провести маркировку безалкогольных напитков в системе мониторинга “Честный знак” и их штрихкодирование, разработать ТУ, зарегистрировать товарный знак. 

Для уточнения деталей всех процедур и сотрудничества обращайтесь в «MOSEAC» по телефону или через форму обратной связи. Консультируем бесплатно.

MosEAC order Заявка MosEAC whatsapp Написать
в WhatsApp
MosEAC call Позвонить