Федеральным законом № 381-ФЗ, техническими регламентами ЕАЭС, Постановлением № 515, иными нормативными актами регламентированы требования к маркировке продукции, выпускаемой в оборот на внутренний рынок. Такие средства идентификации могут размещаться на самом товаре, его упаковке или этикетке, на иных материальных носителях.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке
Правила обозначения продукции могут определяться техническими регламентами ЕАЭС, нормативной базой РФ. Например, при оформлении сертификатов и деклараций по техрегламентам, возникает обязанность по размещению единого маркировочного знака "ЕАС". Это позволяет потребителям и участникам коммерческого оборота сразу оценить, проводилась ли оценка качества продукции.
Также было принято Распоряжение Правительства РФ № 792-р, которым определен перечень товарных групп, подпадающих под обязательное обозначение идентификационными средствами:
- ассортимент табачной промышленности;
- отдельные категории парфюмерных групп (духи, туалетная вода);
- автопокрышки и автошины для транспорта (кроме б/у изделий);
- одежда с применением натуральной кожи;
- ассортимент легкой промышленности (блузки и иной женский трикотаж, пальто, накидки и плащи);
- полный ассортимент белья;
- обувь;
- фотокамеры, вспышки.
Учтите, что Распоряжение № 792-р вступило в силу с 1 января 2019 года, после чего стало обязательно для применения на всей территории страны. До указанных в документе дат применяются только требования техрегламентов ЕАЭС, если товарная группа подлежит обязательной сертификации.
После вступления в силу распоряжения № 792-р, маркировка продукции будет осуществляться нанесением специальных идентификационных кодов, ведением единого регистра для их учета и обработки. Такие коды нужно получать у аккредитованных операторов с регистрацией эмиссии. Порядок выдачи и регистрации идентификационных средств регламентирован Постановлением № 515.
Как происходит отслеживание товаров, подлежащих маркировке
Маркировка продукции и товаров вводится не только для упрощения учета в коммерческой деятельности, но и для государственного мониторинга их оборота. Правила отслеживания идентификационных кодов также предусмотрены в Постановлении № 515. Выделим наиболее важные требования, которые придется учитывать юридическим лицам и предпринимателям при участии в системе идентификации:
- сведения о зарегистрированных кодах, выданных предпринимателю, будут внесены оператором в федеральный регистр;
- общедоступная информация будет размещаться в открытом доступе в интернете, а ознакомиться с ними могут все заинтересованные лица;
- для получения сведений об идентификационных кодах будет введена в использование система онлайн-поиска и классификатор;
- информация ограниченного доступа будет передаваться только по запросам участников системы мониторинга.
Если ваш товарный ассортимент подпадает под законодательные предписания об идентификации, будет необходимо подать заявку о регистрации, подключиться к личному кабинету информационной системы. После прохождения регистрационной процедуры, получения кодов и нанесения их на упаковку, вам придется передать эти сведения оператору базы данных мониторинга до фактического выпуска в коммерческий оборот. Если сведения не переданы в систему, товар считается немаркированным, что повлечет ответственность.
Если маркировка продукции предусмотрена техническим регламентом ЕАЭС, она носит информационный характер, подтверждает факт прохождения сертификации или декларирования. Нанесение знаков ЕАС или РСТ при отсутствии сертификатов и деклараций признается введением потребителей в заблуждение, что также влечет административную ответственность.
Выгоды от обязательной маркировки товаров
С помощью системы мониторинга государство сможет контролировать оборот на внутреннем рынке в целях налогового учета, борьбы с контрафактом и фальсификатом. Разберем, какие преимущества и недостатки влечет маркировка для бизнеса и покупателей.
Потребителям
Каждый потребитель вправе рассчитывать, что приобретаемый товар отвечает требованиям качества, безопасен в использовании. С помощью средств идентификации потребитель сможет:
- получить гарантию, что изделие было официально поставлено на рынок, прошло необходимые проверки, сертификацию качества;
- проверить действительность маркировочного кода через онлайн-систему;
- получить общедоступную информацию о товаре, его основных характеристиках, производителе, сроке годности, времени ввоза в Россию, иные данные.
При выявлении нарушений указанных правил, потребитель не только может отказаться от покупки, но и сдать изделие продавцу, подать жалобу в Роспотребнадзор, обратиться за защитой в иные ведомства.
Бизнесу
Предприниматели, занимающиеся легальными поставками на внутренний рынок, систематически терпят убытки от контрафакта, подделок. Введение информационного регистра и мониторинга позволит:
- своевременно выявлять ввоз и продажу контрафактного ассортимента;
- привлекать виновных лиц к ответственности за нарушение авторских и патентных прав, взыскивать убытки;
- оптимизировать внутренний учет товарных групп, ведение бухгалтерской и налоговой отчетности.
Маркировка продукции с 2019 года будет носить обязательный характер. Предприниматели будут обязаны не только использовать средства идентификацию, но и проходить регистрационную процедуру для доступа к информационной системе. Однако и для ассортимента, не подпадающего под перечень Распоряжения № 792-р, можно заказать и использовать средства добровольной идентификации. Это существенно повышает доверие к бизнесу и его продуктам, упрощает расходы на учет.
Законодательство о маркировке
Основной блок нормативных актов в сфере маркировки уже принят, хотя в полном объеме эти правила вступят в силу только с декабря 2019 года. Предпринимателям придется учитывать и применять следующие документы:
- Федеральный закон № 381-ФЗ и № 487-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ № 515;
- Постановление Правительства РФ № 577 (в части тарифов на оказание услуг по выдаче идентификационных кодов с 1 июля 2019 года);
- Распоряжение № 791-р и № 792-р;
- Технические регламенты ЕАЭС и нормативная база РФ в сфере сертификации.
Несоблюдение требований указанных нормативных актов влечет ответственность, в том числе принудительное изъятие немаркированной продукции.
Ответственность за нарушения требований о маркировке товаров
Если на товарные группы нужно регистрировать и получать средства идентификации, за нарушение такой обязанности наступает ответственность. При отсутствии обязательных идентификационных кодов изделия будут считаться немаркированными. В ст. 5 Закона № 381-ФЗ указано, что Правительство РФ обязано разработать порядок изъятия и уничтожения немаркированного ассортимента.
В КоАП РФ введен специальный состав об ответственности за оборот немаркированных изделий. Согласно ст. 15.12 КоАП РФ ответственность наступает за производство или продажу с нарушением требований закона, если это обязательно по закону. Повышенные меры ответственности предусмотрены за аналогичные нарушения при обороте алкоголя и табака.
Основным видом санкции по ст. 15.12 КоАП РФ является штраф. Например, за реализацию немаркированных изделий юридическому лицу грозит штраф от 50 до 300 тыс. руб. Дополнительной мерой воздействия будет принудительная конфискация. Административные дела по выявленным фактам нарушений могут выявлять и оформлять сотрудник Роспотребнадзора, налоговых и правоохранительных органов.