Таганская / Марксистская 109004, г.Москва, ул. Николоямская, д. 40/22, ст. 4, оф. 601
Бесплатные звонки по России 8 800 100 03 79 info@moseac.ru

Паспорт безопасности объекта культуры

Паспорт безопасности объекта культуры (антитеррористический паспорт)– это документ, который содержит информацию о защищенности культурного наследия, его уязвимостях, а также необходимых мерах для защиты от различных угроз. 

Любой объект культуры, его территория должны быть полностью безопасны для находящихся там посетителей и работников при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций. Это обеспечивается наличием видеонаблюдения, систем сигнализации, охраны, контроля за потенциально опасными участками. Также необходимой мерой является разработка мероприятий по предотвращению опасных ситуаций, способных причинить вред людям или уничтожить материальные ценности.

Чтобы предотвратить негативные последствия от возможных угроз, минимизировать риски их появления, просчитать варианты защиты охраняемой территории и обеспечить ее сохранность, разрабатывают антитеррористический паспорт. 

Какие сооружения, территории подлежат паспортизации

За присвоение категории объектам культуры, требования к их защищенности, порядок проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защиты, а также разработку и форму паспорта отвечает Постановление Правительства РФ № 176 от 11.02.2017 года. Его действие распространяется на всю территорию нашей страны. 

Безопасность должна обеспечиваться во всех местах массового нахождения людей, а также на территориях, где могут одновременно присутствовать более пятидесяти человек. Сфера, в которую входит культура, отвечает за следующие здания и сооружения:

  • театральные площадки, кинотеатры, концертные залы, филармонии;

  • библиотеки, художественные учреждения;

  • галереи, музейные, выставочные комплексы;

  • сооружения, представляющие историческую, художественную ценность;

  • площадки для проведения тематических мероприятий – ярмарок, праздничных гуляний, танцев и пр.

На каждый объект культуры оформляется паспорт безопасности.

В зданиях, а также на прилегающих территориях должны быть размещены системы видеоконтроля, данные с которых передаются для последующего хранения не менее одного месяца. Не допускается доступ посторонних в критические помещения здания. 

Контролирующие органы проводят ежегодные проверки для подтверждения соответствия условиям нормативов, оценивают эффективность охранных мер. При выявлении недочетов владелец должен своевременно их устранить. 

Особенности разработки антитеррористического паспорта 

Разработка включает несколько ключевых этапов:

  • формирование комиссии для проведения проверки;

  • обследование объекта оценки;

  • сбор информации, анализ существующих данных о зданиях, сооружениях или территориях, их состоянии, особенностях планировки, размещения;

  • оценку рисков – выявляются потенциальные угрозы (природные, техногенные, социальные);

  • определение возможных последствий от совершения террористического акта;

  • разработку мер безопасности – определяются необходимые мероприятия по защите;

  • определение категории объекта;

  • составление акта обследования и категорирования, который подписывают все члены комиссии;

  • подготовку паспорта в соответствии с установленными нормами. После завершения работы комиссии дается тридцать дней на оформление документа и отправку его на утверждение (если срок нарушен, придется заново проходить обследование);

  • согласование документа соответствующими органами (Росгвардией, ФСБ).

Порядок мероприятий, требования к проведению процедуры описаны в профильных законодательных актах.

Обратите внимание! Ответственность за разработку антитеррористического паспорта лежит на правообладателе объекта культуры. 

Что входит в содержание документа

Образец стандартной формы приведен в Постановлении Правительства РФ № 176. В обязательном порядке должны быть включены следующие сведения:

  • наименования органа исполнительной власти, в ведении которого находится сооружение;

  • общая информация об объекте (название, местоположение, категория, вид деятельности);

  • ФИО руководителя, сотрудников, которые отвечают за охрану помещений, территории;

  • размеры охраняемых зон, особенности их размещения, планировки;

  • список наиболее уязвимых площадей;

  • перечень основных угроз, возможных последствий совершения терактов;

  • категория по гражданской обороне, по уровню потенциальной опасности;

  • список мероприятий, направленных на контроль за состоянием здания, прилегающей территории (включая инженерно-технические, физические, пожарные);

  • эвакуационные схемы, применяемые для эвакуации посетителей, работников;

  • выводы, рекомендации;

  • штатная численность работников;

  • дополнительные данные, связанные со спецификой сооружения, окружающей территории;

  • дата составления, актуализации;

  • подписи председателя, членов комиссии.

К документу подшивают планы-схемы с обозначенными потенциально опасными участками, охранными контрольными пропускными пунктами, акт обследования. Также прикладываются алгоритмы действий сотрудников во время критических ситуаций, начиная с момента получения сведений об угрозе до эвакуации работников и посетителей с территории.

Антитеррористический паспорт составляют в двух экземплярах, один из которых должен храниться непосредственно на объекте, а второй в вышестоящем учреждении. Электронные копии направляют в отдел территориального органа безопасности и МВД России.

Время действия, сроки актуализации документа

Срок действия паспорта безопасности объекта культуры составляет 5 лет, но актуализация может проводиться чаще. Рекомендуется пересматривать документ не реже одного раза в три года или в случае:

  • изменения назначения объекта;

  • увеличения или уменьшения площади, периметров, или застройки прилегающих территорий;

  • изменении количества потенциально опасных факторов;

  • смены количества, состава сил или средств, которые обеспечивают антитеррористический контроль;

  • капремонта или реконструкции;

  • замены инженерных сетей или коммуникаций;

  • внесения дополнений в перечень охранных мероприятий.

Актуализировать паспорт безопасности объекта культуры необходимо не позднее пяти дней. Потерявший силу документ нужно хранить пять лет.

Ответственность за отсутствие или просрочку паспорта

Отсутствие или просрочка может привести к мерам административного воздействия. Они включают штрафы, предписания об устранении нарушений или даже уголовные меры наказания в случае наступления негативных последствий. 

Статья 20.35 КоАП России вводит санкции за нарушение условий антитеррористической безопасности объектов, в том числе за отсутствие паспорта. В этом случае предусмотрены штрафы на гражданина в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на ответственного работника - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или отстранение от должности на период от полугода до трех лет, на организацию - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В сертификационном центре «MosEAC» помогают получить паспорт безопасности объекта, разработают планы эвакуации, оформят сертификаты, декларации (в том числе пожарные) и иные необходимые документы. Мы занимаемся внедрением системы менеджмента предприятия по стандартам ИСО (в том числе по ГОСТам Р ИСО 9001, 14001, 45001), готовим все необходимые для процедуры материалы. Оказываем помощь в регистрации в системе Честный знак. Регистрируем технические условия, логотипы, товарные знаки, штриховые коды. Консультируем бесплатно.

MosEAC order Заявка MosEAC whatsapp Написать
в WhatsApp
MosEAC call Позвонить