В соответствии с ГОСТ 32593-2013, чай – это продукт питания, напиток, который изготавливается из чайного листа путем проведения обработки (очистки, ферментирования, сушки и т.д.). Если в чайную массу добавляются фруктовые или травяные ингредиенты, вспомогательные вещества (например, ароматизаторы), то образуется чайная продукция. Законодательно определено, что товары перед выпуском в реализацию должны пройти оценку безопасности.
Нужен ли сертификат на чай
Обязательная сертификация напитка не требуется, потому что соответствующее положение отсутствует в законах России и ЕАЭС. Чтобы легально выйти на рынки Таможенного Союза, предприятиям необходима декларация на чай. Она принимается по техническим регламентам Таможенного союза (ТР ТС):
- ТР ТС 021/2011 – определяет требования к безвредности продовольствия.
- ТР ТС 022/2011 – устанавливает правила маркировки продтоваров перед выпуском в обращение.
- ТР ТС 029/2012 – посвящен порядку использования на пищевых производствах вспомогательных веществ (применяется при использовании в чае добавок).
Единая декларация регистрируется по 2 регламентам, а в случае применения добавок по 3 регламентам. Разрешительный документ регистрируется на напитки, выпускаемые серийно (схемы 1д, 3д, 6д), или на ограниченный объем товара (2д, 4д).
Декларация на серию оформляется на 1- 5 лет, на поставку – на период годности продукта. Схему подтверждения соответствия выбирает заявитель.
Если товар предназначен для укрепления иммунитета, сброса веса, тонизирования организма, заявлен как детский, то обязательная оценка организуется в форме государственной регистрации, которая в России проводится Роспотребнадзором. Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации (СГР), которое действует 5 лет.
За торговлю без разрешительной документации установлена административная ответственность (ст. 14.43, 14.45 КоАП РФ). Это штрафы, изъятия продукции, приостановки функционирования фирмы или ИП.
Необходимые документы для декларации на чай
Чтобы задекларировать чайную продукцию, предпринимателю потребуется документация:
- заявление;
- копии свидетельств о гос.регистрации юрлица;
- письменные данные о товаре (название, описание, рецептура, код ТН ВЭД);
- протоколы испытаний продукта из лаборатории;
- образец маркировочной надписи и прочее.
Для декларирования от импортера требуется договор уполномоченного лица на выполнение функций иностранного производителя, таможенная декларация, письмо и договор от лаборатории для провоза образцов через границу ЕАЭС.
От производителя предоставляется технический документ, где зафиксированы требования к напитку, методы контроля качества. Предприятие вправе использовать государственный стандарт. На черный чай действует ГОСТ 32573-2013, на зеленый – ГОСТ 32574-2013.
Для травяных напитков, красного, белого чая не приняты профильные ГОСТ. Предприниматель разрабатывает собственный стандарт – технические условия (ТУ), где отражена специфика конкретного продукта.
Справка. Для ТУ проводится добровольная государственная регистрация, которая позволяет юридически оформить права держателя.
Порядок сертификации чая
Чтобы задекларировать чайную продукцию, предприниматель организует отбор с российского производства или ввоз из-за рубежа образцов. Далее пробы передаются в лабораторию, где изучается их органолептика, а также проверяется содержание:
- вредоносных микроорганизмов;
- плесневых грибов;
- кадмия;
- свинца;
- ртути;
- мышьяка;
- афлатоксина В;
- пестицидов;
- дрожжей;
- радионуклидов;
- антимикробных препаратов;
- хинина;
- ГМО.
Итог работы лаборатории – оформление протокола испытаний, куда внесены выявленные показатели. На этом основании эксперты делают выводы о безопасности напитка.
Дополнительно для отечественных производителей можно провести испытания на сроки годности.
Для пищевых производств предусматривается проверка работы предприятия. В компании должна функционировать система производственного контроля. Модель управления должна базироваться на принципах ХАССП. Это означает соблюдение гигиенических нормативов, выявление опасностей и принятие мер для их минимизации.
Согласно ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011, пищевая продукция выпускается в реализацию с маркировкой. На этикетке должны иметься такие сведения, как название товара, состав, дата изготовления и период хранения, количество товара в таре, данные об изготовителе, импортере. Также проставляется обозначение «ЕАС».
Справка. Проверить текст этикеточной надписи на соответствие техрегламентам помогут эксперты центра сертификации.
Декларацию регистрирует сам предприниматель после завершения процедур проверки. Чтобы загрузить разрешительный документ в реестр ФСА, заявителю необходима усиленная ЭЦП.
Добровольная сертификация чая
Закончив обязательные оценки, предприниматель может оформить сертификат качества на продукт. Так удостоверяется, что тот отвечает нормативам, зафиксированным в технической документации изготовителя.
Фирмы и ИП сами определяют, какие свойства изделий будут проверяться. Например, для черного чая можно подтвердить следующие характеристики:
- прозрачность настоя;
- цвет настоя;
- вкус напитка;
- аромат;
- цвет разваренного чайного листа;
- вид чайного листа до заваривания;
- содержание экстрактивных веществ;
- зольность;
- долю грубых волокон и т.д.
Также предприниматели в добровольном порядке подтверждают экологическую безопасность, натуральное происхождение напитка. С этой целью оформляются сертификаты ЭКО, БИО, «Органик».
Добровольные сертификаты оформляются на срок до 3 лет. Они помогают держателю привлекать потребительское внимание к продукции, увеличивать продажи и доход.
Если предприятие планирует экспортировать продукцию, то на каждую поставку оформляется сертификат происхождения. Это подтверждение, что продукт изготовлен в России, которое дает держателю таможенные преференции. Форма документа определяется требованиями государства, куда поставляется товар.
В добровольном порядке предприниматели маркируют продукцию штрих-кодами. Это необходимый шаг для старта продаж в розницу.
Остаются вопросы? Обратитесь к экспертам сертификационного центра и получите ответы, закажите практическое содействие. Цена и стоимость услуг определяется индивидуально.