
Компот — вкусный и полезный напиток из свежих, сушёных или замороженных фруктов и ягод. В зависимости от количества ингредиентов бывает однокомпонентным, например, вишнёвым или многокомпонентным. В нём содержится много витаминов и минералов, поэтому его рекомендуют употреблять людям всех возрастов.
Для законной продажи напитка в странах ЕАЭС требуется наличие декларации соответствия (ДС). Отсутствие декларации приводит к штрафам, изъятию изделий, закрытию организации на 90 дней.
Напиток, производимый для личных нужд, в ДС не нуждается.
Законодательная база в РФ
Декларируется компот по следующим техническим регламентам Таможенного союза (ТР ТС):
- 021/2011 – безопасность продуктов питания;
- 022/2011 – регламентирует маркировку продовольствия;
- 023/2011 – применяется если в составе присутствуют соки;
- 029/2011 – контролирует использование консервантов, добавок, улучшающих вкус напитков и продлевающих срок годности.
Справка! 178-ФЗ – регламент на соковую продукцию из овощей, фруктов.
Чтобы получить разрешительный документ нужно пройти лабораторные исследования товара.
Справка! При декларировании предприниматель сам выбирает лабораторию для проведения оценки соответствия.
Декларирование напитка осуществляется по схемам: 1Д, 3Д – для серийной продукции, 2Д — для партий.
При наличии системы ХАССП ДС действует пять лет.
Важно! Напитки для детей проходят государственную регистрацию, после которой Роспотребнадзор выдает свидетельство о госрегистрации (СГР).
СГР действует 5 лет.
Нормативно-технические документы
Изготовление питьевых продуктов в РФ должно осуществляться в соответствии с нормативно-технической документацией (НТД). Это может быть ГОСТ 31987 (ТУ на напитки из сухофруктов), ГОСТ 816 (общие ТУ на консервы, компоты). Если ГОСТ дополняется или не подходит для конкретного продукта, производители создают собственные технические условия (ТУ).
Справка! По желанию производителя ТУ регистрируют, что подтвердит право собственности.
Изготовителям следует составить технологическую карту, рецептуру. В них указывают: наименование, процентное содержание ингредиентов, требования к их качеству, технология приготовления, условия хранения, другие сведения.
Производители напитков должны получить сертификат ИСО 22000, содержащий принципы ХАССП.
Чтобы оформить этот документ, предпринимателю внедряет на своём предприятии систему менеджмента безопасности продуктов питания. Система включает в себя мероприятия, правила, позволяющие:
- оптимизировать производство;
- минимизировать потери продукции;
- управлять рисками.
Сертификат ХАССП действует три года.
Согласно ФЗ № 52, СанПиН 2.3/2.4.3590, производители продовольствия обязаны разработать программу производственного контроля (ППК).
В этом документе описывают виды производимых напитков, меры обеспечения безопасности, периодичность контроля за соблюдением санитарных норм, другие аспекты.
Лабораторная экспертиза напитка
Образцы напитка отвозят на анализ. Эксперты проверяют органолептические, физико-химические качества, микробиологическую безопасность напитка, а именно:
- предельную концентрацию факультативно-анаэробных и мезофильных аэробных микроорганизмов;
- норму колиформ;
- допустимый уровень золотистого стафилококка;
- другие показатели.
Результаты экспертизы фиксируют в протоколах испытаний (ПИ), на базе которых предприниматель самостоятельно с помощью ЭЦП регистрирует ДС на сайте ФСА. Декларация даёт право маркировать товар знаком ЕАС.
Важно! Обязательно десять лет храните на предприятии ПИ. Надзорные органы при проверках запрашивают эти материалы. Если не предоставите их действие ДС прекратится.
Документы для оценки компота
Чтобы проверить напиток необходимо подготовить:
- ОГРН, ИНН;
- банковские реквизиты;
- сведения о продукте (описание, название, код, состав, технология производства, рецептура);
- НТД;
- этикетку;
- контракт, инвойс, ДУЛ, ГТД (при импорте);
- договор аренды производственного помещения.
Список документов, этапы оценки различны для разных видов продукции. Для уточнения обращайтесь в центр сертификации «MOSEAC».
Стадии декларирования, сертификации
Процесс проверки включает следующие этапы:
- Консультация, выбор схемы.
- Подача заявки.
- Подписание договора, оплата услуг.
- Сбор, предоставление документов.
- Отбор образцов.
- Идентификация товара и проверка данных.
- Тесты в лаборатории.
- Оформление протокола.
- Контроль производства (если предусмотрено схемой).
- Согласование макета декларации.
- Регистрация разрешительного документа в реестре.
- Выдача документа.
- Нанесение маркировки ЕАС или РСТ на упаковку продукта.
Справка! Получите декларацию, сертификат на компот онлайн в центре сертификации «MOSEAC», обратитесь к профессионалам через форму обратной связи.
Добровольная сертификация компота
После оформления декларации можно получить добровольный сертификат соответствия (ДСС). Напиток дополнительно проверяют на соответствие стандартам ГОСТ или ТУ. По выбору заявителя оценивают различные характеристики продукта: наличие витаминов, вкус, вид, аромат, цвет, отсутствие примесей.
Сертификат на компот действует три года в России.
ДСС повышает доверие потребителей, клиентов, расширяет возможности сбыта, даёт преимущество на торгах и конкурсах.
Можно получить сертификаты без ГМО, Веган, Органик, гарантирующие отсутствие вредных компонентов.
БИО, ЭКО сертификаты подтверждают высокое качество сырья.
Предприниматели оформляют сертификат Халяль, подтверждающий соответствие продукта требованиям Ислама. Халяльную продукцию экспортируют в мусульманские страны.
Добровольная сертификация позволяет:
- акцентировать внимание на уникальных особенностях продукта;
- увеличить интерес покупателей к продукции;
- расширить географию продаж;
- привлечь внимание инвесторов.
Для торговли с маркетплейсами, крупными торговыми сетями проводится штрихкодирование. Товарные знаки регистрируют в Роспатенте.
Центр сертификации «MOSEAC» проверит маркировку продукции, чтобы предприниматель не понес административную ответственность за недостоверное декларирование. Также поможет с получением сертификатов, оформлением декларации, разработкой ТУ, другой НТД. Консультации бесплатные.