Напитки — это жидкие продукты, предназначенные для утоления жажды, расслабления, обеспечения организма энергией, прочих целей. Разделение происходит по составу, способу приготовления, воздействию на организм.
В целом выделяют две основные группы:
- Безалкогольные напитки:
- вода питьевая, минеральная, газированная, негазированная, детская;
- соки, нектары, морсы;
- газировка, лимонады, энергетики;
- чай, кофе;
- молоко, кефир, йогурт, прочие молочные, кисломолочные изделия;
- прочее.
- Алкоголь:
- пиво, сидр, пивные напитки, пуаре;
- медовуха;
- коньяк;
- самогон;
- водка;
- вино;
- ликеры
- виски, пр.
Также в эту товарную группу относят диетические, спортивные, иные специальные напитки.
Каждый вид имеет свои особенности, связанные с производственными процессами, условиями хранения, транспортировки, нормами безопасности. Однако для всех напитков существует общее требование — необходимо проверять изделие по техрегламентам ЕАЭС/ТС (Евразийского экономического/Таможенного союза) перед выпуском в продажу.
Обязательная оценка безопасности проводится путем декларирования или государственной регистрации товара. Сертификация напитков - это дополнительная проверка, что помогает усилить конкурентные позиции бренда и решает маркетинговые задачи.
Как предприниматели декларируют напитки
Все напитки квалифицируются как продукты питания, подлежат обязательной проверке на соответствие базовым требованиям основных “пищевых” технических регламентов, определяющих:
- нормы безопасности для товаров продовольственной группы (ТР ТС 021/2011);
- правила использования в составе добавок, например, с индексом «Е», ароматизаторов, т.п. (ТР ТС 029/2012);
- порядок маркировки (ТР ТС 022/2011).
Спиртосодержащая продукция, пока не вступил профильный “алкогольный” регламент (ТР ЕАЭС 048/2017), декларируется по указанным трем актам. Для оценки разных категорий безалкогольных напитков могут также применяться дополнительные специализированные ТР ТС/ЕАЭС:
- 023/2011 - для соков;
- 044/2017 - воды минеральной, столовой, прочей в потребительской упаковке;
- 033/2013 - молочных напитков, пр.
Каждый из техрегламентов содержит требования к продукции, формы, схемы оценки, условия выпуска в оборот.
Практически на все виды напитков оформляется декларация сроком до 5 лет. Документ регистрируется на сайте Росаккредитации в личном кабинете заявителя при использовании ЭЦП. Законное основание для декларирования напитков - выданный лабораторией протокол исследований (ПИ), подтверждающие безопасность продукта и соответствие заданным нормам ТР ТС/ЕАЭС.
Справка! Товары декларируются без участия сертификационного органа, а вся ответственность лежит на заявителе. Заполнение декларации с ошибками, не по правилам, описанным в РК ЕЭК №293, либо неполный перечень проверяемых показателей, грозят приостановкой действия зарегистрированного документа согласно ПП РФ 936 и штрафами.
Госрегистрация в управлении Роспотребнадзора с выдачей свидетельства (СГР) на 5 лет проводится для специализированной продукции, например, детских соков, воды, морсов и пр., диабетических, спортивных напитков, лечебно-столовой, природной минеральной воды.
Эксперты центра сертификации “MOSEAC” помогут определить форму проверки, организовать процедуру согласно установленным правилам, подобрать список обязательных показателей для экспертизы и получить корректный протокол.
Требования к изготовлению и обороту напитков
Для обеспечения стабильного, законного производства, импорта и продажи продукта также необходимо соблюдать ряд других условий.
Согласно требованиям ТР ТС 021, компании пищевой отрасли обязаны разработать, внедрить и поддерживать систему ХАССП (глава 3, статья 10). ХАССП помогает идентифицировать и контролировать потенциальные риски, предотвращая выпуск опасных для здоровья потребителей изделий.
Внимание! Сертификация ХАССП является добровольной процедурой. Ее организуют по стандарту ИСО 22000, чтобы подтвердить работоспособность системы управления безопасностью пищевой продукции.
ППК (Программа производственного контроля) также обязательна для предприятий, так как направлена на соблюдение санитарных, гигиенических и эпидемиологических требований. Невыполнение мероприятий, предусмотренных ППК, может повлечь административные меры, включая штрафы и приостановление деятельности.
Кроме того, для легальной реализации алкоголя наряду с разрешительными документами, законодательство требует регистрацию в системе ЕГАИС, получение лицензии на деятельность по производству и обороту крепких спиртных напитков, а также использование акцизных марок для продажи алкогольной продукции.
Для производства в РФ предприятие должно выбрать нормативный документ для выпуска товара. Например, есть ГОСТ 28188-2014 для безалкогольных напитков или ГОСТ 31732-2014 - на коньяк, т.д. Однако, для специфичных изделий, для которых нет госстандартов, либо их нужно дополнить, изготовители оформляют собственные технические условия (ТУ) или стандарты организации (СТО). При желании их регистрируют в федеральном реестре. Для изготовления продукта также составляют технологический регламент (ТР), технологическую инструкцию (ТИ), и технико-технологические карты (ТТК), где указываются точный состав ингредиентов, рецептура, и детальное описание всех этапов технологического процесса.
Требования к маркированию напитков
Маркировка предполагает размещение обязательной информации о продукте, производителе/импортере на упаковке/этикетке, включая зарегистрированный товарный знак.
Правила маркировки регламентируют ТР ТС 022/2011. Он устанавливает, что на этикетке должны указываться сведения о составе, дате изготовления, условиях хранения, период годности продукта, пр.
Справка! Перед тем, как наносить срок годности нужно его подтвердить, проведя испытания и получив ПИ.
Кроме того, некоторые позиции безалкогольной и алкогольной продукции попадают под обязательную маркировку кодами Дата Матрикс и регистрацию в системе «Честный знак». В списке присутствуют:
- лимонады;
- безалкогольное пиво;
- бутилированная вода;
- молочные изделия;
- пиво;
- сидр из груши, яблока;
- игристые/не игристые напитки с концентрацией спирта не больше 7% об.., пр.
За выпуск товара без данной маркировки предусматриваются штрафы
Также, с июля 2024 года осуществляется эксперимент по маркировке слабого алкоголя (до 9% включительно).
Наши специалисты помогут в разработке этикетки, соответствующей законодательным требованиям, регистрации товара в системе «Честный знак».
Добровольная проверка качества напитков
Независимая сертификация позволяет подтвердить отдельные отличительные характеристики продукта, предоставляя предпринимателям преимущества в продвижении.
Добровольный сертификат на напитки не является обязательным документом, но дает возможность:
- выделить бренд на фоне конкурентов;
- повысить доверие потребителей;
- увеличить объемы продаж;
- участвовать в госзакупках, заключать выгодные контракты.
Процедура проверки реализуется в системе добровольной сертификации (СДС) по нормам госстандарта или разработанным ТУ или СТО. Кроме того, дополнительные сертификаты выдаются в рамках таких стандартов, как ЭКО, БИО, Органик, Кошер, Халяль, Без ГМО, чтобы подтвердить дополнительные свойства продукции.
Также организуют лабораторные испытания на содержание белков, жиров, углеводов (БЖУ), чтобы рассчитать пищевую и энергетическую ценность. Эти показатели указываются на упаковке.
Для упрощения движения товара в крупных торговых сетях добровольно регистрировать штрихкоды. Это существенно облегчает учет продукции и делает ее более привлекательной для ритейлеров.
Чтобы получить практическую помощь в реализации необходимых процедур, свяжитесь с экспертами центра “MOSEAC”.