В узком значении «шампанское» — это напиток, который изготавливается во французской провинции Шампань из винограда конкретных сортов путем брожения в бутылке, в широком – любой вид игристого вина. Любой алкоголь перед продажей подлежит проверке безопасности согласно законодательству Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Нужен ли сертификат на шампанское
С точки зрения законов Российской Федерации и ЕАЭС, алкогольный напиток является разновидностью продовольственного товара. Чтобы легально выпустить его в оборот, предпринимателю необходимо зарегистрировать декларацию на шампанское. В настоящее время этот документ оформляется по следующим техрегламентам (ТР ТС):
- 021/2011 – нормы безопасности для всех типов продовольствия;
- 022/2011 – правила маркировки;
- 029/2012 – порядок применения вспомогательных веществ (например, усилителей вкуса и пр.).
Период, на который регистрируется декларация, определяет сам заявитель, но не более 5 лет (при серийном производстве).
Оценка соответствия проводится по схемам 1д и 3д (для выпуска серии товара) или 2д (для партии). В первом случае декларирование включает аудит документов, экспертизу образцов в лаборатории, контроль производства, во втором – ограничивается двумя первыми пунктами.
Летом 2024 года ожидается вступление в силу нового, профильного регламента для алкоголя – ТР ЕАЭС 047/2018. В нем описываются виды подконтрольных спиртных напитков, устанавливаются требования к продукции, изготовлению и выпуску в обращение. Этот техрегламент будет действовать совместно с перечисленными выше «пищевыми» регламентами.
В рамках ТР ЕАЭС 047/2018 предусмотрены иные схемы оценки:
- 3д – для серии;
- 6д – для серии, при условии получения производителем сертификата на систему менеджмента;
- 4д – для партии, ограниченного объема алкоголя.
Схема 3д предполагает, что декларация оформляется на 2 года, 6д – на 3. При использовании схемы 4д разрешительный документ действителен в течение срока годности продукции. Если период годности изготовителем не ограничен, декларация действует бессрочно.
Справка! Производство и реализация шампанских вин по декларациям, зарегистрированным до вступления в силу ТР ЕЭАС 047/2018, будет возможно до 2027 года.
Отсутствие разрешительной документации или недостоверное декларирование влечет для компаний и ИП ответственность согласно главе 14 КоАП РФ. Это штрафы, конфискация продукции, принудительная остановка работы производственных цехов.
Какие документы нужны для регистрации декларации на шампанское
Регистрируют декларацию через функционал ФГИС Росаккредитации. Чтобы задекларировать игристое вино, предприниматель предъявляет:
- копии регистрационных свидетельств (ИНН, ОГРН), учредительной документации;
- данные лабораторных исследований;
- проект этикетки;
- иное (при необходимости).
Изготовитель предоставляет нормативный документ (НД), в котором определяется, каким должен быть продукт, как организуется его маркировка, хранение, транспортировка, контроль качества. Предприятие вправе работать по действующему ГОСТ 33336-2015, для чего приобретается его официальная копия.
Если производство организовано не по ГОСТ, то оформляются технические условия (ТУ) или стандарт организации (СТО). При желании разработанный норматив можно зарегистрировать, тем самым обеспечив внесение данных о документе в единый электронный реестр.
Как дополнение к НД предприятиями разрабатывается рецептура, технико-технологическая карта (ТТК), технологический регламент или инструкция. Это документация, в которой описывается состав продукта и технология производства.
Порядок декларирования шампанского
Чтобы задекларировать спиртные напитки, предпринимателю нужно отобрать образцы с РФ-производства или ввезти пробы из-за рубежа. Во втором случае используется специальная таможенная процедура, при которой предусмотрено оформление в лаборатории письма на ввоз проб.
ТР ЕАЭС 047/2018 предполагает, что образцы отправляются на проверку в лабораторию с аккредитацией ФСА. Изучаются такие их характеристики, как:
- идентификационные свойства (содержание сахара, доля этилового спирта);
- отсутствие в продукте свинца, кадмия, ртути, мышьяка;
- гигиеническая безопасность (отсутствие охратоксин А);
- физико-химические показатели (содержание диоксида серы, лимонной кислоты, железа).
Результаты экспертизы фиксируются в протоколе испытаний, который выполняет роль доказательного материала при декларировании.
Справка! В протоколе обязательно должны быть отражены все показатели согласно профильным техрегламентам, в противном случае декларацию могут признать недействительной.
Согласно статье 10 ТР ТС 021/2011, производитель обязан внедрить и поддерживать систему управления, основанную на принципах ХАССП.
Под ХАССП понимается модель менеджмента, которая призвана идентифицировать, проанализировать и взять под контроль опасные факторы, которые возникают при изготовлении продукта. Итог – сокращение бракованных товаров, которые способны навредить здоровью потребителей. По желанию предприниматели оформляют сертификат ХАССП, чтобы доказать, что на предприятии действует работоспособная система менеджмента ХАССП. Срок его действия – 3 года.
Справка! Перед выпуском спиртного в обращение предприниматель обязан промаркировать его согласно нормам профильных техрегламентов, внести в ЕГАИС.
Добровольная сертификация шампанского
Как дополнение к обязательной оценке проводится добровольная сертификация спиртного в независимых системах Росстандарта. Процедура направлена на подтверждение тех особенностей, сильных сторон продукта, которые решил выделить предприниматель. Сертификат на шампанское оформляется на срок до 3 лет, дает держателю право использовать в маркировке знак качества системы, в которой выполнялась проверка.
Экспортеры спиртного оформляют также сертификат происхождения, который дает таможенные преференции при ввозе продукции в определенные страны.
Для упрощения учета движения товара, выпуска продукции в оборот через торговые сети проводится добровольная процедура штрихкодирования ассортимента. Для закрепления авторских прав на бренд предприятие регистрирует товарный знак.
Остались вопросы? Обращайтесь к экспертам центра сертификации «MOSEAC» для получения разъяснений и заказа практической помощи.