Курьерские услуги включают в себя деятельность по доставке документации, писем, иной корреспонденции и небольших грузов (чаще всего это цветы, подарки, заказы онлайн магазинов и т.д.).
Согласно ГОСТ Р 57488-2017 доставку относят к распределительным услугам для бизнеса. Указанным стандартом определен перечень требований к данному виду деятельности, который обязателен для исполнения всеми курьерскими службами и иными компаниями, работающими в этой сфере.
Обязательна ли сертификация курьерских услуг?
Сертификация курьерских услуг не является обязательной процедурой, поэтому предприниматель может осуществлять доставку корреспонденции без оформления обязательной разрешительной документации. При этом имеется возможность в добровольном порядке подтвердить высокий уровень обслуживания и соответствие работы фирмы установленным нормам безопасности.
Процедура сертификации проводится в добровольной системе «EAC AUDIT», по ее результатам заявителю выдается сертификат на 1 или 3 года (в зависимости от того, какая схема оценка используется).
В ходе подтверждения соответствия изучается представленная субъектом хозяйствования документация, а также проводится комплексная проверка функционирования компании по ряду показателей. К ним относят:
- наличие необходимых помещений, транспорта, оборудования;
- работу с клиентом;
- внутренние документы компании, которые должны соответствовать нормам действующего законодательства;
- иные критерии.
Кроме того, по желанию клиента оценка может выполняться по стандартам ИСО. Для этого на предприятии нужно предварительно внедрить систему менеджмента качества (СМК). В этом случае проверку осуществляют по ИСО 9001.
Также имеется возможность оформить сертификат по ИСО 14001 – если в ходе деятельности соблюдаются правила экологической безопасности, и по OHSAS 18001 – свидетельствует о внедрении системы обеспечения охраны труда.
Какие преимущества дает сертификат на курьерские услуги?
Сертификат на курьерские услуги, оформленный в системе «EAC AUDIT», относится к перечню добровольных разрешительных документов. Несмотря на это, многие владельцы служб доставки заинтересованы в его получении.
Обусловлено это наличием ряда преимуществ, которые сертификат предоставляет обладателю. К их числу относят:
- формирование положительного имиджа фирмы;
- повышение ее конкурентоспособности и привлекательности с точки зрения потенциальных инвесторов;
- рост доверия заказчиков и партнеров по бизнесу;
- возможность привлечения новых клиентов;
- повышение шансов на победу при участии в закупках;
- возможность документально доказать качество и безопасность сервиса.
Порядок проведения сертификации
Процедура оценки соответствия курьерской службы установленным требованиям осуществляется поэтапно и включает в себя:
- обращение предпринимателя в группу компаний по сертификации «MosEAC»;
- уточнение деталей оформления в каждом индивидуальном случае;
- подготовку комплекта бумаг;
- детальный аудит компании;
- оформление сертификата;
- организация его выдачи заказчику.
На начальном этапе изучается представленная заявителем документация, после этого согласовывается план проверки работы службы доставки.
В процессе оценки работы компании проверяется ее соответствие по следующим критериям:
- обеспечению безопасности здоровья и жизни граждан, окружающей среды, а также конфиденциальности информации;
- соответствию оказываемых услуг установленным показателям качества, исполнению в срок и в полном объеме;
- доступности и открытости сведений об исполнителе;
- наличию компетентного персонала;
- удовлетворенности потребителей качеством работы – об этом свидетельствует отсутствие жалоб и судебных разбирательств;
- применению СМК (системы менеджмента качества);
- отсутствие предпринимателя в реестре недобросовестных поставщиков;
- наличию необходимого опыта и репутации.
По итогам комплексной проверки составляется акт, в котором указывается, отвечает ли деятельность предприятия установленным требованиям, или нет. В случае выявления серьезных несоответствий, в оформлении сертификата отказывают. После устранения нарушений, компания может пройти процедуру оценки соответствия повторно.
Перечень документов
Для проведения сертификации курьерских услуг заинтересованному лицу потребуется подготовить следующий пакет бумаг и сведений:
- заполненную заявку установленного образца;
- заверенную копию устава;
- копии регистрационных документов – свидетельств ИНН и ОГРН;
- перечень направлений деятельности с указанием кодов;
- штатное расписание;
- внутреннюю документацию, регламентирующую функционирование компании – приказы, инструкции и иное;
- подтверждение наличия необходимых материально-технических ресурсов – к ним относят офисные помещения, транспортные средства, оборудование и инвентарь;
- копии трудовых книжек курьеров и других сотрудников, документов о прохождении профессиональной подготовки и повышении квалификации.