Транспортно-экспедиторские услуги представляют собой деятельность, связанную с обеспечением и организацией грузоперевозок различными видами транспорта. В этот перечень включают:
- разработку маршрутов перевозки товаров;
- оформление транспортной документации;
- страхование груза;
- получение разрешений на экспорт или импорт продукции;
- таможенное оформление;
- выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
- экспедиторское, информационное сопровождение и иное.
Обязательно ли сертифицировать транспортно-экспедиторские услуги?
Сертификация транспортно-экспедиторских услуг не относится к обязательным процедурам. Поэтому подтвердить соответствие работы экспедиторской фирмы установленным нормам можно в добровольном порядке.
Требования к экспедиторским компаниям закреплены ГОСТ Р 52298-2004. Указанным национальным стандартом предусмотрено предоставление услуг заказчикам на основании договора транспортной экспедиции. Данный документ должен соответствовать положениям статьи 801 ГК РФ и включать существенные условия: сроки выполнения, сумму, ответственность сторон, а также их права и обязанности, которые устанавливаются по договоренности.
На транспортно-экспедиторскую организацию возлагается обязанность по оформлению экспедиторских документов.
Кроме того, работа экспедиторов должна выполняться в соответствии со следующими требованиями:
- безопасности – включает соблюдение норм, обеспечивающих защиту здоровья и жизни людей, имущества, а также окружающей среды;
- своевременности и точности исполнения – качество услуг, их объем и сроки исполнения должны отвечать условиям договора;
- комплексности – определяется полнотой выполняемых работ, что исключает необходимость заказчика обращаться к сторонним организациям;
- сохранности транспортируемых грузов – исключает возможность повреждения или утраты товаров;
- информативности – грузоотправители грузополучатели должны быть проинформированы в отношении стоимости, правил оказания услуг, а также нормативных и технических документов, регулирующих взаимоотношения между сторонами;
- этичности персонала – определяет необходимость соблюдения этических норм поведения сотрудниками организации.
Сертификация транспортных и экспедиторских услуг осуществляется в добровольной системе «EAC AUDIT». Если работа компании отвечает вышеперечисленным требованиям, то по итогам оценки субъекту хозяйствования выдается сертификат на 1 или 3 года (зависит от того, по какой схеме подтверждается соответствие деятельности).
Преимущества сертификации экспедиторской организации
Несмотря на то, что сертификат соответствия для транспортно-экспедиторских компаний не является обязательным разрешительным документом, многие предприниматели заинтересованы в его оформлении. Положительный итог оценки качества и безопасности экспедиционного сервиса предоставляет следующие преимущества:
- укрепление доверия партнеров по бизнесу;
- рост количества клиентов;
- возможность привлечения инвестиций на развитие фирмы;
- создание положительной репутации;
- сотрудничество с крупными торговыми организациями на постоянной основе;
- возможность участвовать и побеждать в тендерах и коммерческих торгах.
Также сертификат может потребоваться для вступления в Ассоциацию экспедиторов.
Порядок проведения сертификации
Сертификация экспедиторских услуг в добровольной системе «EAC AUDIT» делится на два основных блока:
- на начальном этапе анализируется предоставленная заявителем документация;
- после этого осуществляется комплексная проверка компании.
В ходе аудита эксперты проверяют наличие необходимых материально-технических и трудовых ресурсов. К первым относят: помещения, транспорт, необходимое оборудование, приспособления и инструмент, а ко вторым - наличие квалифицированных специалистов. По результатам процедуры составляется акт, в котором указывается, отвечает ли деятельность транспортно-экспедиторской организации установленным требованиям.
При выявлении недочетов в работе фирмы заявителю предоставляется время на устранение недостатков. Если деятельность организации не отвечает нормам действующего законодательства, это отражается в акте, и в таком случае в оформлении сертификата будет отказано.
После устранения нарушений, предприниматель может повторно пройти проверку качества и безопасности.
Процедура подтверждения соответствия включает следующие этапы:
- обращение предпринимателя в группу компаний по сертификации «MosEAC»;
- заключение договора о сотрудничестве;
- формирование необходимого комплекта бумаг;
- проведение аудита;
- оформление сертификата и его регистрацию во внутреннем реестре;
- получение документа заказчиком – лично или через курьера.
Какие документы нужно подготовить для оформления сертификата?
Для прохождения сертификации субъекту хозяйствования нужно предоставить в организацию по сертификации следующий комплект документации:
- заполненную заявку;
- заверенные предпринимателем копии регистрационных и уставных документов;
- список направлений деятельности компании с указанием кодов по классификатору;
- документацию, подтверждающую наличие материально-технической базы;
- копии документов об образовании и повышении квалификации сотрудников;
- документацию предприятия, регламентирующую его работу – приказы, инструкции и иное.